Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Переводы

Ильхан Мимароглу: Потерянное и найденное //

29 апреля 2009 / Комментариев нет / Интервью, Переводы

Ильхан Мимароглу, фото Давида ГараИльхан Мимароглу — турецко-американский композитор, один из наиболее значимых авторов ХХ века в области электронной музыки. В 2002 году ему исполнилось 75 лет, и его юбилей отмечался в Стамбуле серией концертов, конференций и выставок.

Это интервью было взято у И. Мимароглу непосредственно перед юбилеем, в конце 2001 года в Нью-Йорке.

С музыкой Ильхана Мимароглу можно ознакомиться в Энциклопедии fragilité.

7REWIND

Манхэттэн, Мидтаун. Для многих людей в нем сконцентрирована суть Нью-Йорка с его богатыми торговыми центрами, невероятными бродвейскими мюзиклами, уходящими ввысь небоскребами и нереальной Таймс-сквер. В этот холодный предрождественский день, несмотря на все торговые безумства, я добираюсь до западной стороны города, района, неловко называемого «Кухней Ада». Я встречаю Ильхана Мимароглу, эксцентричного человека с множеством визиток: композитор Мимароглу, писатель Мимароглу, продюсер радиопрограмм Мимароглу, фотограф Мимароглу.

Проясним сразу одну вещь…

Интервью с Терри Райли //

17 декабря 2008 / Комментариев нет / Переводы

Терри Райли

Недавно я разговаривал с композитором Терри Райли, который на этой неделе [оригинальная статья вышла на английском языке от 7 ноября 2008 года] приехал в Нью-Йорк для сотрудничества с Bang on a Can All-Stars в американской премьере его сочинения Autodreamographical Tales (Автоснографические сказки) 8 ноября в Le Poisson Rouge.

Райли известен как один из «Большой четверки» американских композиторов-минималистов (другие: Ле Монт Янг, Стив Райх и Филипп Гласс). Но если его ранние произведения — A Rainbow in Curved Air, Poppy Nogood and the Phantom Band и богатый идеями In C — были музыкальными манифестами во время взлета минимализма в 1960-е годы, то позже Райли занимался иными пьесами и стилями. В его палитре североиндийская музыка, джаз, электроника, различные интонационные системы и, все чаще в последние годы, проекты, включающие гитару и проговариваемое слово.

Мне, как поклоннику музыки Терри Райли, обидно читать обзор за обзором, в которых его просят поговорить о значении In C, а затем пижонски называют его музыку минималистской по стилю. Поэтому, планируя интервью, я пообещал себе, что и минимализм, и In C будут под запретом. Когда композитор упомянул мимоходом о предстоящем исполнении In C (24 апреля 2009 года в Карнеги-Холл, но я этого не говорил), я сказал ему о своем секретном пакте, и он с энтузиазмом согласился! Вместо этого мы сосредоточились на недавних, текущих и будущих проектах.

Далее…

Четыре критерия электронной музыки. Часть 3 //

10 декабря 2008 / Комментариев нет / Переводы

Из лекции «4 критерия электронной музыки», Лондон, 1971 (фильм компании Allied Artists). Stockhausen, Karlheinz. Stockhausen on Music: Lectures and Interviews, edited by Robin Maconie. London and New York, 1989. Заключительная, третья часть. Читайте также первую часть (о начальных шагах Штокхаузена в области электронной музыки и «Едином временнóм поле») и вторую часть («Разделение звука»).

3. Многоуровневая пространственная композиция

Многоуровневая пространственная композиция означает следующее: звук должен не просто двигаться вокруг слушателя на определенной дистанции, но также отодвигаться так далеко, как мы можем представить, и приближаться крайне близко. Эти характеристики определенно различны, и я осторожен в выражениях, когда говорю, что к сегодняшнему дню сумел наложить акустически только шесть пластов, и очень сложно добавить еще больше пластов. В конце секции в Контактах, где звук разделен на отдельные части, около 24-й минуты на пленке, есть плотные шумные звуки в центре, покрывающие всю зону слышимости — ничто не может пробить эту стену звука. Тогда внезапно, 24′ 18,7” в партитуре, я останавливаю звук, и вы слышите второй уровень звука за ним. Вы понимаете, что это уже было там, но вы не могли это слышать. Я обрезаю это снова, почти как ножом, и вы слышите еще один пласт за этим, и еще один. Построение пространственной глубины наложением пластов позволяет нам сочинять перспективу в звуке от ближайшего до самого далекого, аналогично способу, каким мы сочиняем пласты мелодии и гармонии в двумерном пространстве традиционной музыки. Это действительно очень важно, и не ново в человеческом восприятии — я думаю, это встречается везде. Важно уметь услышать — автомобиль, приближающийся ко мне, еще далеко или нет, потому что если я услышу, что он только в двух шагах от меня, я буду вести себя по-другому. Да, некоторые люди думают, что это не имеет значения в музыке, но внимание: если звук очень близко, это может так же воздействовать на нашу аудиоэлектрическую систему.

Далее…

Четыре критерия электронной музыки. Часть 2 //

3 декабря 2008 / Комментариев нет / Переводы

Из лекции «4 критерия электронной музыки», Лондон, 1971 (фильм компании Allied Artists). Stockhausen, Karlheinz. Stockhausen on Music: Lectures and Interviews, edited by Robin Maconie. London and New York, 1989. Читайте также первую часть (о начальных шагах Штокхаузена в области электронной музыки и «Едином временнóм поле»)

2. Разделение звука

Такой же звук используется в другом разделе композиции Контакты, начинающемся приблизительно на 22-й минуте пленки; его я использую для того, чтобы прояснить, что именно я подразумеваю под разделением звука. Если мы понимаем, что звуки могут быть сочинены, буквально положены вместе, не только неподвижные звуки, которые не могут меняться, но также звуки типа «owww», которые изменяются, пока звучат; если мы можем сочинить эти звуки (на латыни componere означает собрать), то мы, конечно, можем думать в понятиях — важны кавычки — «декомпозиции» звука. Это означает, что мы разделяем звук, и это может показать значительно больше в определенном контексте, чем слушание объединенного звука и сравнение его с другим, немедленно или сразу после или до этого.

Далее…

Моя жизнь с технологиями. Часть вторая //

26 ноября 2008 / Комментариев нет / Личности, Музыка современности, Переводы

Статья одного из самых известных современных композиторов — Стива Райха, в которой он рассказывает о своем творческом пути сквозь призму технологий — тех, которые были вокруг него, формируя его композиторские взгляды, и тех, которые он использовал при создании своей музыки. Вторая половина статьи охватывает период от известнейшей пьесы Piano phase через Drumming, Tehillim и Макинтоши до начала 90-х. Читайте также первую половину статьи (от детства до знаменитых It’s gonna rain и Come out).

1967–1970

Piano phase

Вскоре после завершения Come out я стал подумывать о написании живой инструментальной музыки. К несчастью, мне тогда казалось немыслимым, чтобы два человека могли исполнить тот последовательный процесс фазового сдвига — ведь изобретен он был и предназначался для магнитофонов. С другой стороны, я не мог придумать ничего более интересного для живых инструментов, чем фазовый сдвиг. В результате в конце 1966 года я записал короткий повторяющийся паттерн, сыгранный на фортепиано, закольцевал его и затем попытался играть вместе с этим лупом, как будто я был вторым магнитофоном. К моему удивлению, я, хоть и не достигая совершенства машины, все же смог достаточно к нему приблизиться; одновременно я получал удовольствие от полностью нового и очень радостного способа игры, который был полностью разработан заранее и уже свободен от письменной нотации, давая мне возможность полностью погрузиться во время игры в слушание.

Далее…

Четыре критерия электронной музыки. Часть 1 //

19 ноября 2008 / Комментариев нет / Переводы

Из лекции «4 критерия электронной музыки», Лондон, 1971 (фильм компании Allied Artists). Stockhausen, Karlheinz. Stockhausen on Music: Lectures and Interviews, edited by Robin Maconie. London and New York, 1989.

Четыре критерия электронной музыки: общая временна́я структура; разделение звука; многоуровневая пространственная композиция; равенство звука и шума (или, лучше, тона и шума).

Новые возможности изменяют средства, новые средства дают новый опыт, и этот опыт изменяет человека. Всякий раз, слыша звуки, мы меняемся: услышав определенные звуки, мы уже не те. Чаще всего так происходит, когда мы слышим организованные звуки, то есть звуки, организованные человеческим бытием: музыку.

Приблизительно до 1950 года идеей музыки как звука практически пренебрегали. То, что сочинение со звуками может включать в себя и собственно сочинение звуков, не было самоочевидным. Это возродилось как результат, можно сказать, исторического развития. Венская школа Шёнберга, Берга и Веберна сократила свои музыкальные темы и мотивы до объектов из двух звуков, до интервалов. Особенно Антон фон Веберн. И начав сочинять музыку, я (естественно, дитя первой половины столетия) продолжал и расширял то, что приготовили композиторы первой половины. Требовался небольшой скачок вперед, чтобы достичь идеи композиции, или синтезирования, индивидуального звука.

Далее…

Поиск внутри музыки //

12 ноября 2008 / 3 комментария / Переводы

Музыкальный стиль, казалось бы, — материя трудноуловимая. Но в этой статье рассказывается о настоящем стилевом анализе, успешно проводимом… автоматикой. Статья — это обзор научного проекта, посвященного (в целом) изучению новых способов организации больших коллекций музыки и поиска по ним. Решение такой задачи и потребовало «разобраться» с музыкальными стилями (любыми!). Результат — вы сможете даже услышать и увидеть автоматические поступенные плавные переходы между стилями, буквально от Моцарта до «Нирваны».

Обзор

В последнее десятилетие резко увеличился размер цифровых музыкальных коллекций. Вместимость mp3-плееров возросла от десятков до 40 и более тысяч песен. Музыкальные онлайн-магазины предлагают миллионы композиций для продажи по доллару за штуку. Сервисы цифровой музыки по подписке предлагают неограниченный доступ к миллионам треков за несколько долларов в месяц.

Но даже несмотря на такое увеличение размеров музыкальных коллекций, инструменты, предлагаемые любителям музыки для ее поиска, не изменились. Они до сих ищут по жанру или по исполнителю, альбому, названию «песни», как это происходило и при поиске в обычном магазине. И с увеличением размера коллекции людям стало значительно сложнее найти музыку при использовании настолько примитивных инструментов поиска, особенно новую музыку, которая им могла бы понравиться.

Далее…

Моя жизнь с технологиями. Часть первая //

5 ноября 2008 / Комментариев нет / Личности, Музыка современности, Переводы

Статья одного из самых известных современных композиторов — Стива Райха, в которой он рассказывает о своем творческом пути сквозь призму технологий — тех, которые были вокруг него, формируя его композиторские взгляды, и тех, которые он использовал при создании своей музыки. Первая половина статьи охватывает период от детства до знаменитых It’s gonna rain и Come out. Читайте также вторую половину статьи (от известнейшей пьесы Piano phase через Drumming, Tehillim и Макинтоши до начала 90-х).

В этой статье говорится о моем опыте в связи со звуковыми технологиями. Я познакомился с ними еще ребенком. Поскольку я родился в 1936 году, это означает радио и звукозапись.

1936-1960

Радио

Радиошоу, на которых я вырос — приключенческие, детективные, музыкальные и комедийные — явно заставляли только слушать. Визуальный контрапункт, если вообще такой был, должен был домысливаться. Не помню, чтобы я придумывал себе визуальные образы, когда слушал радиошоу. Я просто слушал, и этого было достаточно. К тому же времени, как у нас появился телевизор, я уже ходил в старшие классы, и времени на него оставалось мало. Это, возможно, не объясняет того, что я до сих пор не представляю себе в голове картинок, когда слушаю музыку, но по крайней мере добавляет небольшой штрих к общей картине. Зато это может объяснить то, что хотя я наслаждался записями Похождений повесы Стравинского (по сути, это единственная Большая Опера, которая мне нравится), у меня нет желания увидеть ее на сцене. Слушание дает мне все, что нужно.

Далее…

Серьезная проблема //

29 октября 2008 / Комментариев нет / Переводы, Трибуна

Хотелось бы написать о серьезном, о том, что кажется мне одной из самых серьезных проблем, стоящих перед классическим музыкальным мейнстримом сегодня.

Организации, работающие в области классической музыки, охотно занимаются пропагандой и образованием, пытаясь восстановить свою аудиторию и полагающееся им культурное влияние. Занимаются страстно и глубоко. Люди, участвующие в этом, любят классическую музыку от всей души и верят — опять же всем сердцем — что другие люди тоже могут любить ее.

Но что-то они упускают. Они не спрашивают, каков этот мир вокруг. Они не интересуются людьми, которых пытаются увлечь. Кто эти люди? Какая культура у них уже есть — каковы их вкусы, интересы, обязательства, стремления?

Далее…

Страницы: 1 2 Вперед