Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Концерт

«Три клапана трубы…» //

12 июня 2009 / Комментариев нет / Концерт

Три клапана трубы,
Что нас объединяют, —
Бесценный дар судьбы,
Души диапазон!

В. Марголин

В. А. Новиков. Фото А. А. Паршина
В. А. Новиков. Фото А. А. Паршина

Для современных зарубежных трубачей давно стало нормой регулярное использование видовых инструментов в различных строях — как в сольной, так и в оркестровой практике. В программы конкурсов включаются старинные концерты с обязательным исполнением на видовых инструментах. В России подобная практика, обучение которой не является обязательным, появилась совсем недавно. Ее энтузиастом, активно способствующим введению в учебный процесс труб разных строев, стал профессор В. А. Новиков.

Далее…

Звучание эпохи: Даниэль Баренбойм //

21 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт

Для тех, кто следит за течением музыкальных событий, два вечера, прошедших в Большом зале 30 ноября и 15 января нынешнего сезона, могут предстать символом единого замысла. Главной творческой фигурой ноябрьского вечера стал скрипач Пинхас Цукерман в церемонии презентации возрожденной скрипки Гварнери дель Джезу. Январский вечер принадлежал пианисту Даниэлю Баренбойму, воплотившему мечту о единстве людей разных культурных традиций. Оба Мастера неоднократно создавали «звучащие полотна» в совместном музицировании, одно из них — Три сонаты для скрипки и фортепиано Й. Брамса. Но в эти дни они предстали перед нами прежде всего носителями высоких идей.

«Удивление — начало мудрости» — гласит пословица древних греков. Но что как ни мудрость является основой и культуры Древнего Востока? Неудивительно, что стихотворный цикл Гете «Западно-восточный диван» стал прообразом идеи будущего «West-Eastern Divan». Именно так называется созданный в 1999 году в Веймаре по инициативе Даниэля Баренбойма и Эдварда Саида (палестинского литератора) оркестр, который 15 января был впервые представлен российской публике фондом «Музыкальный олимп». Молодых музыкантов из Израиля, Палестины, Сирии, Иордании, Египта и государств Европейского содружества возрастом от 13-ти до 26-ти лет объединила идея «борьбы за мир с помощью музыки».

Любой эпохе присущи отшлифованные временем традиции…

В зале царила радость //

10 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт

Выступления студентов московских музыкальных вузов в Кишиневе, столь далеком от российской столицы, уже становятся традицией. Уровень образования в кишиневских ССМШ очень высок, и многие воспитанники музыкальных школ с успехом продолжают свое обучение в ведущих консерваториях мира, в том числе и в московской. Но, уезжая учиться за границу, молодые музыканты не забывают своих корней и часто дают концерты в родном городе. Так, 5 февраля в Органном зале состоялся сольный концерт аспиранта Московской консерватории, пианиста Александра Куликова. Его выступление стало настоящим событием для музыкантов-профессионалов и любителей музыки, которых в Кишиневе немало. Ведь, что ни говори, а исполнителей, приезжающих из Москвы, здесь можно услышать не часто. То есть концерт уже априори вызвал у публики огромный интерес.

Далее…

Духовная музыка — популярная музыка? //

9 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт, Трибуна

Какая музыка сейчас наиболее востребована? Поп-музыка, рок-музыка, джаз, фолк? Побывав на одном концерте в Литературном Пушкинском музее, я с удивлением обнаружила, что необычайным спросом пользуется, как это ни странно, …хоровая духовная музыка. Кто бы подумал!!!

«Да как такое возможно?» — спросите вы и будете по-своему правы. Но что вы скажете на то, что с праздничного концерта, посвященного 400-летию основания Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, люди в буквальном смысле не хотели уходить? Лично я привыкла к ситуации, когда один за другим люди уходят из зала, в то время как артисты, стараясь этого не замечать, исполняют заключительные номера. Но в этот раз зал после трехчасового звучания музыки и уже нескольких бисов стоял и аплодировал уходящему за кулисы хору.

Полноценными «хитами» вечера были…

Дружба народов за пультами //

7 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт

Молодежный симфонический оркестр СНГМожно сказать определенно: в Москве наступил настоящий оркестровый бум. Двадцать три оркестра работают сейчас в столице — больше чем где-либо на Земном шаре. Но останавливаться на этом музыканты не собираются. В начале текущего сезона миру был представлен новый коллектив: Молодежный симфонический оркестр СНГ.

Еще совсем краткая история оркестра уже не обходится без разночтений и неясностей. Три города — Астана, Душанбе и Москва — соперничают за звание его родины. Вероятно, впервые идея оркестра «материализовалась» в ноябре прошлого года на форуме интеллигенции в Астане. Тогда молодежь выступала под руководством Фуата Мансурова. Нынешний коллектив, собранный в Москве, можно считать оркестром «второго созыва»; на этот раз его возглавил маститый Юрий Симонов. По итогам специально организованного конкурса, а отчасти и по личному выбору руководителей оркестра были отобраны 98 музыкантов из 12-ти стран СНГ. Оркестранты из Грузии не приехали; остальные были в сборе и в назначенный час заняли свои места на сцене Большого зала консерватории.

О музыке и политике…

Новые имена: клуб молодых композиторов //

23 марта 2009 / Комментариев нет / Концерт, Музыка современности

Осенним вечером прошлого года в Концертном зале имени Н. Я. Мясковского состоялся концерт-открытие четвертого сезона Клуба молодых композиторов и исполнителей Москвы «Новые имена». Вечер собрал такое количество гостей — друзей, коллег, единомышленников и любителей современной академической музыки, что гостеприимный зал с трудом вместил всех желающих. И это неудивительно: ведь впервые за четырехлетнюю историю существования Клуба помимо молодых композиторов московской школы (студентов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных) в творческой встрече приняли участие их коллеги из города на Неве — студенты Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Настасья Хрущева и Роман Умаров.

Разнообразие звучавшей на концерте музыки было связано с яркостью и самобытностью творческих портретов авторов и интересными, подчас нетрадиционными инструментальными ансамблями. В Сонатине для флейты и фортепиано Настасьи Хрущевой возник оригинальный синтез музыкальных элементов эпохи Барокко, помещенных в современный контекст. В качестве конструктивной идеи Сонаты для скрипки и фортепиано Роман Умаров выбрал строй скрипки — звуки соль-ре-ля-ми явились своеобразным лейтмотивом всего сочинения.

Далее…

Светлое расставание: Альфред Брендель //

19 марта 2009 / Комментариев нет / Концерт

Альфред БрендельПоздней осенью в Москве в рамках прощального европейского турне состоялся концерт легендарного пианиста Альфреда Бренделя. В декабре минувшего 2008 года А. Брендель завершил продолжавшуюся более полувека концертную деятельность. В молодости он избрал главным именно музыкальное поприще, что, однако, не помешало ему писать книги, читать лекции и заниматься живописью.

Необычайно широкий репертуар пианиста включает сочинения от Баха до Шенберга, основу все же составляет музыка венских классиков и Шуберта, прозвучавшая и в московском концерте. Впервые Брендель посетил Россию 20 лет назад — он выступил с концертами в Санкт-Петербурге и Москве. Московским слушателям посчастливилось также присутствовать на одном из последних выступлений маэстро.

Далее…

В зените мастерства: к 40-летию «Московского трио» //

11 марта 2009 / Один комментарий / Коллективы, Концерт, Юбилеи

Сорок лет на эстраде — срок более чем почтенный. Четыре десятилетия прекрасного творческого содружества троих музыкантов — случай не только уникальный, но и заслуживающий особого уважения. «Московское трио», объединяющее народных артистов России Александра Бондурянского, Владимира Иванова и Михаила Уткина, по праву входит в число ведущих камерных ансамблей мира.

Находящиеся ныне в зените мастерства артисты-единомышленники, солисты, обладающие яркой индивидуальностью и поразительной сыгранностью, с честью продолжают дело своих наставников, которые открывали им путь в мир музыки. А это Дмитрий Башкиров, Мстислав Ростропович, Юрий Янкелевич и Татьяна Гайдамович, в чьем классе была обретена великолепная школа ансамблевого мастерства. Созданное в 1968 году, Московское трио быстро набирало известность в России и завоевало высокие премии на престижнейших конкурсах в Мюнхене, Белграде, Будапеште и Бордо.

За минувшие десятилетия в интерпретации ансамбля прозвучала буквально вся мировая литература, созданная для такого классического состава, как фортепианное трио. Это классика и современность, сочинения, составляющие золотой фонд жанра, и партитуры, незаслуженно забытые или только написанные, нередко для самих исполнителей, чьи имена давно обрели широкую известность.

Далее…

Пропуск в ХХ век //

6 марта 2009 / Комментариев нет / Балет, Концерт, Юбилеи

Антон ВебернПо инициативе и с участием профессора А. Б. Любимова 27 декабря в Малом зале консерватории прошел вечер, посвященный 125-летию со дня рождения Антона фон Веберна (1883-1945). Любимов был первым в СССР исполнителем его фортепианных Вариаций ор. 27, и, вероятно, дата 27 декабря символически это отразила.

Сложный путь проделала музыка Веберна в музыкальной жизни России. Знакомили с его произведениями и Глен Гульд на знаменитой встрече в Малом зале (те же Вариации ор. 27), и Пьер Булез как дирижер — в Большом зале. Оказавшись «композитором для композиторов», он повлиял на творчество Э. Денисова, С. Губайдулиной, Р. Леденева, Д. Смирнова, Е. Фирсовой и некоторых более молодых авторов. А в большой концертной жизни занял довольно скромное место. Причем чаще других стали исполняться его ранние, доопусные сочинения, уравнявшись таким образом в правах с основными. В подобном ключе была выдержана и программа концерта.

Далее…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Вперед