Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Новые имена: клуб молодых композиторов //

23 марта 2009 / Концерт, Музыка современности

Осенним вечером прошлого года в Концертном зале имени Н. Я. Мясковского состоялся концерт-открытие четвертого сезона Клуба молодых композиторов и исполнителей Москвы «Новые имена». Вечер собрал такое количество гостей — друзей, коллег, единомышленников и любителей современной академической музыки, что гостеприимный зал с трудом вместил всех желающих. И это неудивительно: ведь впервые за четырехлетнюю историю существования Клуба помимо молодых композиторов московской школы (студентов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных) в творческой встрече приняли участие их коллеги из города на Неве — студенты Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Настасья Хрущева и Роман Умаров.

Разнообразие звучавшей на концерте музыки было связано с яркостью и самобытностью творческих портретов авторов и интересными, подчас нетрадиционными инструментальными ансамблями. В Сонатине для флейты и фортепиано Настасьи Хрущевой возник оригинальный синтез музыкальных элементов эпохи Барокко, помещенных в современный контекст. В качестве конструктивной идеи Сонаты для скрипки и фортепиано Роман Умаров выбрал строй скрипки — звуки соль-ре-ля-ми явились своеобразным лейтмотивом всего сочинения.

Непривычным для академической музыки тембровым составом выделялось произведение Татьяны Шатковской «Las Velas Escarlata», специально написанное для коллекции инструментов, собранных автором. Особое место в ней занимают шумовые — как ударные, так и духовые (свистящие, звенящие, шелестящие — свирель-цуг, «палка дождя», трещотки, копыта, бич-хлопушка, бамбуковые трубки). Среди звуковысотных инструментов встречаются кугиклы, шин, окарина, свистульки, колокольчики, металлические трубочки и коробочка, а также два кларнета. Шум ветра, моря, дождя, метафорически выраженные в звучании этого произведения, придавали музыкальному действу характер ритуала, делая его почти магическим.

В сочинении «Наброски карандашом» (7 пьес для трубы и фортепиано) Елена Карпикова очень удачно использовала тембровые возможностями трубы — публике оставалось только дивиться разнообразию сурдин, вынесенных исполнителями на сцену. Яркая визуальная образность, заложенная уже в названиях частей произведения — Озеро, Облака, Трава, Крапива, Дождик, Камыш, Ветерок, — была трансформирована автором в образность звуковую. Не оставило равнодушным и исполнение солиста Константина Григорьева — яркое и артистичное, оно во многом решило успех выступления.

Высокой зрительской оценки удостоилось Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Тихона Хренникова-младшего. Сочинение подкупало слушателей своей открытостью и эмоциональность. В мелодике широкого дыхания и гармонической ясности, в доступном для восприятия языке ощущалось бережное отношение автора к русской романтической традиции (особенно во второй части — лирическом центре цикла).

Струнный квартет в двух частях Николая Воронова запомнился прежде всего контрастным сопоставлением частей — неторопливой первой и порывистой, динамичной второй. Единственным произведением для солирующего инструмента была «Фантазия» для органа Игоря Волкова, которая, впрочем, не произвела на публику большого впечатления.

Вокальная музыка была представлена тремя сочинениями — циклом для меццо-сопрано и струнного трио Анны Стояновой на слова П. Настина, Романсом для сопрано и фортепиано Екатерины Материкиной на стихи С. Есенина и музыкально-поэтической сценкой под своеобразным названием «Пи-а-ни-на. Забавный кошмар, приснившийся одной маленькой девочке» Анны Шатковской и Александры Жулитовой. По словам авторов, главной целью театрализованного представления было удивить и рассмешить зрителей, и, судя по реакции зала, им это удалось.

В заключение вечера Ирина Минакова отметила, что Клуб молодых композиторов и исполнителей создавался с целью поддержки творчества молодых композиторов, а также для знакомства широкой публики с современной музыкой. Конечно, члены Клуба приветствуют расширение своих географических границ и уверены, что за Петербургом последуют и другие города. Проект всегда открыт для новых предложений и идей!

Мария Щукина,
студентка II курса композиторского факультета
Опубликовано в газете «Трибуна молодого журналиста», февраль 2009

Откликнуться