Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Театр

Огранка «Кольца» продолжается… //

15 апреля 2009 / Комментариев нет / Опера

Мариинский театр«Валькирия» на сцене Мариинского театра звучит без малого девятый год. За время существования полной постановки тетралогии в Мариинке эта опера ни разу не давалась отдельно от всего цикла и всегда звучала в Петербурге только на летнем фестивале «Звезды Белых ночей». Наконец, в этом году «Кольцо нибелунга» вошло в репертуарный план театра (в отдельный вагнеровский абонемент), его части исполняются с интервалом в один-два месяца в самом начале нового, 226-го сезона.

Публика увидела спектакль в уже привычном сценическом облике, «свежую струю» в который добавили дебюты молодых солистов. Но не их игра стала главной приятной неожиданностью. Общая атмосфера вечера и настроение зала были необычны. Отсутствовал типичный для фестивальных показов «Кольца» дух помпезности и официоза. Аудитория, кажется, не ожидала ничего исключительного, но была настроена на музыку. А, как показывает практика, если слушатель, придя в Мариинский театр, не рассчитывает стать свидетелем чего-то выдающегося, то, уходя, с удовольствием признает, что заблуждался. Данная «Валькирия» вписалась в эту закономерность.

Был собран сильный исполнительский состав…

Оперный «хит» в трех цветах //

24 марта 2009 / Комментариев нет / Опера

2 декабря 2008 года итальянскому композитору Джаккомо Пуччини исполнилось 150 лет. В ознаменование этого события на сценах главных музыкальных театров столицы — Большого и Театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — осуществляются постановки самых ярких и любимых публикой творений композитора, таких как «Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй». Включение в репертуар оперных «хитов» является залогом успеха: драматические ситуации сюжетов и восхитительная музыка Пуччини равно захватывающи как для любителей, так и для профессиональных музыкантов. Именно таким и предстал очередной спектакль «Тоски» на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 9 ноября (музыкальный руководитель и дирижер — народный артист России Вольф Горелик, режиссер-постановщик — Людмила Налетова).

Далее…

Пропуск в ХХ век //

6 марта 2009 / Комментариев нет / Балет, Концерт, Юбилеи

Антон ВебернПо инициативе и с участием профессора А. Б. Любимова 27 декабря в Малом зале консерватории прошел вечер, посвященный 125-летию со дня рождения Антона фон Веберна (1883-1945). Любимов был первым в СССР исполнителем его фортепианных Вариаций ор. 27, и, вероятно, дата 27 декабря символически это отразила.

Сложный путь проделала музыка Веберна в музыкальной жизни России. Знакомили с его произведениями и Глен Гульд на знаменитой встрече в Малом зале (те же Вариации ор. 27), и Пьер Булез как дирижер — в Большом зале. Оказавшись «композитором для композиторов», он повлиял на творчество Э. Денисова, С. Губайдулиной, Р. Леденева, Д. Смирнова, Е. Фирсовой и некоторых более молодых авторов. А в большой концертной жизни занял довольно скромное место. Причем чаще других стали исполняться его ранние, доопусные сочинения, уравнявшись таким образом в правах с основными. В подобном ключе была выдержана и программа концерта.

Далее…

«Всех нас растрогал он!..» //

17 февраля 2009 / 7 комментариев / Опера

Под занавес уходящего года, в один из последних декабрьских вечеров, в студенческом театре «Гитис» прозвучала опера Глюка «Orfeo и Эвредика». Уже в названии проявляется общая для современного молодежного творчества тенденция к смешению всего: разных языков, разных стилей, разных эпох и разных музык. Причем на чьем бы языке участники ни говорили, они делали это легко, свободно переключаясь с одного на другой, так что создавалось впечатление, будто современному человеку действительно все открыто, доступно, понятно.

Далее…

В контрасте мрака и света

27 ноября 2008 / 2 комментария / Опера

Н. А. Римский-Корсаков. «Царская невеста». Постановка Оперного театра Московской консерватории25 сентября 2008 г. в Большом зале состоялась премьера «Царской невесты». Новая постановка оперного театра Московской консерватории — достойный вклад нашего вуза в багаж музыкальных торжеств широко отмечаемого 100-летия со дня кончины Н. А. Римского-Корсакова.

Говоря о «Царской невесте», Римский-Корсаков замечал, что его опера написана «для строго определенных голосов и выгодно для пения». Может быть, поэтому репертуар оперной студии консерватории наряду с полным «Евгением Онегиным» всегда включал и сцены из «Царской». Но только сцены, а не целый спектакль. «Драматической музыкой меня обычно обносят», — сетовал Римский-Корсаков. Избрав, наконец, жанр лирико-психологической драмы, он не просто отошел от привычных черт сказочной оперы, но с особой тщательностью музыкально выписал и ярко очерченные характеры, и сложные, трагические коллизии исторической драмы Мея, положенной в основу либретто.

Далее…

Град невидимый созидается… //

24 ноября 2008 / Комментариев нет / Опера

Год Римского-Корсакова (столетие смерти композитора) ознаменовался крупным событием в театральной среде: в Большом театре состоялась премьера «Сказания о невидимом граде Китеже». Она вызвала оживленную полемику: отзывы критиков — и разгромные статьи-фельетоны, переполненные злорадством и сарказмом, и сдержанно-ироничные, и серьезные, вдумчивые рецензии — констатировали, что спектакль получился дискуссионным.

Показ оперы в Италии весной этого года (постановка осуществляется совместно с театром г. Кальяри) вызвал самые восторженные отклики — и в прессе, и у публики. Аудитория Большого, напротив, отреагировала довольно холодно: зрители уходили, не дождавшись окончания, аплодисменты были весьма сдержанными. Российская публика, как и критика, оказалась гораздо требовательнее итальянской, это неудивительно: от постановки «Китежа» мы ожидаем особых «духовных откровений» и чувствуем разочарование, если это ожидание не оправдалось. И теперь, когда волнения вокруг премьеры улеглись, можно спокойно поразмыслить о том, что же все-таки получилось у авторов спектакля.

Далее…

«Лебединое озеро»: разные взгляды на классику //

7 ноября 2008 / Комментариев нет / Балет, Видео по пятницам

В этот раз в рубрике «Видео по пятницам» — подробный рассказ Наталии Сурниной о самых разных постановках и вариантах классического русского балета — «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского. И, конечно же, видеозаписи этих постановок…

Многие десятилетия «Лебединое озеро» П. И. Чайковского сохраняет за собой статус самого популярного балета в мире. И уже мало кто помнит, — а кто не знал, тот и представить себе не может, — что 131 год назад, на премьере в Москве первое балетное детище Петра Ильича с треском провалилось. Примы-балерины отказались выступать в этом «сомнительном», на их взгляд, и непривычном спектакле, а балетная публика сочла музыку совершенно небалетной и непонятной. Главной виновницей провала была слабая хореография Юлиуса Рейзингера, который ставил балет в старых традициях, «не слыша» музыки. Чайковский очень переживал по этому поводу, хотя поклонники его личного таланта еще какое-то время ходили в театр специально для того, чтобы слушать музыку.

Далее…

Две оперы, или почувствуйте разницу //

20 октября 2008 / Комментариев нет / Концерт, Опера

Два дня подряд в Большом зале консерватории давали оперу. Кажется, коллективы решили продемонстрировать московской публике, как не надо и как надо исполнять оперные сочинения в концертном варианте.

«Лакме»

В понедельник, 13 октября, в рамках фестиваля «Светлановские недели», шла экзотическая для отечественного уха «Лакме» Лео Делиба. Исполняли ее симфонический оркестр «Русская филармония», хоровая капелла имени А. А. Юрлова и привычное ассорти из приглашенных солистов. И для музыкантов, и для слушателей 13-ое число оказалось несчастливым. С самого начала «пустоты» в зрительном зале наводили тоску. Когда отзвучали первые десять минут оперы, стало понятно, что тоска не развеется музыкой, а затянется на целых три акта. Пели на русском, но с таким же успехом могли бы исполнить и на любом другом языке — все равно разобрать слова было невозможно. Солисты вообще неприятно удивили: из девяти достойным (по местным, не по международным, конечно, меркам) голосом обладали лишь несколько.

Далее…

Человек танцующий //

1 октября 2008 / Комментариев нет / Балет, Интервью

Ян Годовский в роли Шута. Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина (Большой театр)
Ян Годовский в роли Шута. Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина (Большой театр)

Интервью было взято у Я. Годовского в 2006 году, но по разным причинам так и не было полностью опубликовано; сокращенная версия вышла в газете «Линия» №8 за 2006 год (приложение к журналу «Балет»). К сожалению, многие интересные подробности (в том числе музыкальные) тогда остались за кадром.

Ведущий солист балетной труппы Большого театра Ян Годовский относится к той категории артистов, на которых не только приятно и интересно смотреть на сцене, но которых не менее приятно и интересно слушать. Если его танец отличается уверенностью, чистотой и прекрасным чувством стиля, то его манера общения покоряет искренностью, непредвзятостью взглядов и желанием мыслить.

Далее…

Страницы: 1 2 3 Вперед