Человек танцующий // Н. Сурнина
1 октября 2008 / Балет, Интервью
Страницы: 1 2 3
Судьба. «Предзнаменования» на музыку П. И. Чайковского. Фото Дамира Юсупова (Большой театр)
Скажи, какое место уделялось общему музыкальному образованию в хореографическом училище, когда ты сам учился, и какое уделяется сейчас?
Я думаю, что сейчас — мало. Все зависит от желания человека что-либо делать: если ему интересно, он может чему-то научиться, что-то пройти факультативно. Конечно, нет такого музыкального образования, как в музыкальных школах. В училище дают элементарные вещи, рассказывают, что вот фортепиано, вот тут черные клавиши, вот тут белые. И пытаемся по нотам что-то разучить. Примитивно объясняют фразы, сонатные формы. Но все это примерно на уровне ликбеза. Есть музыкальная литература и теория музыки, но уже в старших классах. Преподается вроде бы серьезно, но на самом деле это всерьез никто не воспринимает. К сожалению. Хотя в действительности такие предметы очень нужны, потому что потом люди общаются в театре с музыкантами, но даже объяснить иногда не могут, где начинается фраза, а где заканчивается. Это не очень хорошо. И музыкальными терминами все-таки надо владеть, например, стоя на сцене и разговаривая с дирижером.
А человек, закончивший хореографическое училище, может реально что-нибудь сыграть на рояле?
Есть ребята, которые очень хорошо играют. Что-то помнят наизусть, что-то могут читать с нот. Просто кто-то больше увлекается литературой, а кто-то музыкой.
Бывает так, что ты специально слушаешь запись той музыки, под которую предстоит танцевать?
Да, у меня так часто бывает.
Есть ли у тебя любимые композиторы?
Нет, у меня нет. Я считаю, что не может быть любимого композитора.
Задам вопрос по-другому: чью музыку ты послушал бы, будучи в хорошем настроении?
Какую угодно! Все зависит от того, чего я в данный момент хочу. Я знаю, что есть, например, Филип Гласс, и если я хочу, то его слушаю. Иногда слушаю Жан-Мишеля Жарра… Все зависит от настроения — Моцарт, Бетховен и так далее!
Хорошо, а нелюбимых композиторов можешь назвать?
Я не могу сказать, что нелюбимые… Просто, например, если я могу слушать всего Моцарта, то всего Малера я слушать не могу. Точнее, просто через какое-то время я понимаю, что я его не слушаю, а он идет фоном. Есть и другие композиторы. Я даже покупал специально диски, выяснял, какие произведения считаются у них лучшими, слушал их, но я, видимо, до этого еще не дошел.
Тебе никогда не говорили, что ты интеллектуал?
Вовсе нет. Интеллектуальные люди совсем по-другому общаются (смеется).
Насколько тебе знакомо понятие «свободное время»?
Все зависит от того, хочешь ты его найти или нет.
Если ты его находишь, то как предпочитаешь проводить?
Это как с композиторами, все зависит от настроения. Если мне очень хочется, то я ничего не делаю и валяюсь на диване, или иду гулять с собакой, или читать, — все зависит от того, куда тебя в данный момент прибивает.
Какое у тебя отношение к репертуарной политике театра? Почему, например, не идут такие шедевры русского балета, как «Петрушка» или «Весна священная»?
Насколько я знаю, «Петрушку» несколько раз восстанавливали, но в репертуаре спектакль не удержался, он отмирал сам. Вообще я не верю, что можно восстановить спектакль таким, какой он был. Все равно он станет проекцией современного времени. Нельзя говорить, как сейчас любят, что это аутентичность, как сейчас любят называть. Поэтому я эти разговоры не люблю: либо спектакль идет, и на него ходят, либо на него не ходят, и он не идет. Можно про «Дочь фараона» говорить что угодно, но люди на него идут, хотя я и не считаю, что это очень высокое качество хореографии. Мы живем в экономическом обществе, и не всегда кассовые спектакли бывают высокого уровня. Мне жаль, что не идет «Собор» Р. Пети, это очень хороший спектакль.
У тебя много чисто сольных партий. Ты больше солист или партнер?
Хороший вопрос… не знаю. Никогда не думал об этом. Ты тот, кем себя чувствуешь. А как это называется — это для тех, кто сидит в зале. В любом случае нужно максимально хорошо делать то, что ты должен делать. А если что-то получается хуже, это не значит, что над этим не надо работать.
Ты считаешь себя хорошим актером?
Нет, я себя вообще не считаю (смеется). На мой взгляд, по-настоящему хороших актеров мало. Многих из них просто никто не знает потому, что они просто актеры, а танцуют, может быть, не очень. А бывает, человек что-то хорошо делает чисто физически, и при этом считается «артистом балета», но на самом деле он просто хороший технарь. Конечно, техника — это здорово, но мне лично становится скучно, когда человек везде одинаковый. Хочется чего-то еще.
Когда у тебя в репертуаре появляется новая роль, новый образ, как ты в него «вживаешься»? У тебя есть своя методика?
Все зависит от внутреннего расположения к тому, что ты будешь делать. Если ты изначально чувствуешь, что это тебе близко, то даже не приходится читать что-то по этому поводу…
Следующая страница
Предыдущая страница
Страницы: 1 2 3