Трибуна
4 июня 2009 / Комментариев нет / Трибуна
Выступление кандидата на должность ректора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александра Сергеевича Соколова на Общем собрании (конференции) по выборам ректора 2 июня 2009 года. По результатам голосования А. С. Соколов был избран на должность ректора.
Уважаемые коллеги, уважаемые делегаты конференции!
В последние годы все мы постоянно кого-нибудь куда-нибудь выбираем: то депутатов городской, то Государственной Думы, то мэра, то президента. Мы стали весьма искушенным электоратом, уже не впадающим в эйфорию от цветистых предвыборных обещаний.
За последние восемь лет мы уже в третий раз собрались и для выборов ректора нашей консерватории. И поднимаясь сейчас на эту трибуну, я поймал себя на ощущении — ну чем не дежавю: восемь лет назад я так же обращался к вам, излагая идеи и формулируя принципы, которые вместе с Ученым советом консерватории отрабатывал несколько предшествующих месяцев, исполняя обязанности ректора.
Собственно, в этом выражении — «вместе с Ученым советом» — уже и заключался новый в ту пору принцип открытого и коллегиального обсуждения и решения всех насущных проблем консерватории. Прежде, как помните, это было не так, и в 2001 году Ученый совет с изумлением узнавал о таких «подробностях», как существование некой подпольной швейцарской фирмы, через которую перекачивались все валютные поступления консерватории с потерей 30% заработанных на обучении иностранцев средств. Узнавал о разбазаренных при странных обстоятельствах зданиях консерватории на Кисловских переулках. Последствия именно этих утрат сегодня отрицательно сказываются при реализации плана реконструкции и строительства объектов консерватории. Было немало и других неприятных «откровений», сегодня уже, к счастью, забытых.
Далее…
22 мая 2009 / 9 комментариев / Трибуна
21 мая на сайте Московской консерватории были выложены программы кандитатов на пост ректора консерватории. Эти программы были также вывешены в консерватории на специальном информационном стенде. Сегодня мы получили первый отклик от читателей, и его публикацией мы открываем обсуждение программ кандидатов.
Подготовка к выборам ректора Московской консерватории подошла к заключительной стадии: Минкультуры России своим официальным решением аттестовала двух кандидатов на должность ректора МГК — А. С. Соколова и А. Н. Якупова. В консерватории на специальном информационном стенде вывешены текущие материалы по ходу процесса: предвыборные программы обоих кандидатов (см. их также на сайте Московской консерватории), списки делегатов общеконсерваторской выборной конференции и другие официальные бумаги. Последний номер газеты «Российский музыкант» вышел с краткими биографиями обоих кандидатов на должность ректора и интервью с каждым из них.
В общем, самое время консерваторцам вчитаться в предложенные им тексты и попытаться увидеть пути развития Московской консерватории на ближайшие пять-десять лет глазами авторов предвыборных программ. А избранным делегатам конференции — еще раз подумать, кому из двух претендентов отдать свой голос.
Не являясь ни членом избирательной комиссии, ни делегатом будущей конференции, я позволю себе поделиться своими соображениями на тему прочитанного на стенде.
Далее…
9 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт, Трибуна
Какая музыка сейчас наиболее востребована? Поп-музыка, рок-музыка, джаз, фолк? Побывав на одном концерте в Литературном Пушкинском музее, я с удивлением обнаружила, что необычайным спросом пользуется, как это ни странно, …хоровая духовная музыка. Кто бы подумал!!!
«Да как такое возможно?» — спросите вы и будете по-своему правы. Но что вы скажете на то, что с праздничного концерта, посвященного 400-летию основания Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, люди в буквальном смысле не хотели уходить? Лично я привыкла к ситуации, когда один за другим люди уходят из зала, в то время как артисты, стараясь этого не замечать, исполняют заключительные номера. Но в этот раз зал после трехчасового звучания музыки и уже нескольких бисов стоял и аплодировал уходящему за кулисы хору.
Полноценными «хитами» вечера были…
20 февраля 2009 / Комментариев нет / Концерт, Трибуна
Сегодняшние композиторы постоянно находятся в поиске нового, яркого, доселе небывалого, способного сформировать их собственный, неповторимый стиль. Излишне перечислять средства, которые задействуются в музыке, рождающейся в XXI столетии: обобщенно говоря, это все звуки мира, живого и электронного, в самых невероятных сочетаниях и преобразованиях. «Новая» музыка медленно, но все же неуклонно перестает быть элитным, обособленным искусством. Она все чаще фигурирует в концертных программах, появляется в записях и в Интернете и, наконец, входит в репертуар не только профессиональных, но и любительских коллективов.
Далее…
12 февраля 2009 / Комментариев нет / Жизнь консерватории, Трибуна
Зачем нужна педпрактика? Этим вопросом чаще всего задаются музыковеды и композиторы, ведь только им доверено вести групповые занятия по музыкальной литературе, сольфеджио и другим теоретическим предметам. Вечно занятые, едва успевающие справиться с основными предметами студенты более охотно ответят на вопрос противоположный: что педпрактика у нас отнимает? В один голос сольются сетования на нехватку времени, на несовпадение интересов студента-педагога и учебной программы, и особенно на усталость студента, выдержавшего в течение дня три пары и индивидуальные занятия (если педпрактика вечером в четверг) или лишившегося единственного утра, в которое можно было бы выспаться (если педпрактика в воскресенье).
Далее…
10 февраля 2009 / Комментариев нет / Трибуна
В 2000 году на площади Святого Марка в Лейпциге состоялся концерт из произведений И. С. Баха. Причем большинство из них было исполнено отнюдь не в аутентичном виде, а в джазовой интерпретации. В концерте принимали участие знаменитые музыканты — Бобби МакФеррин, Жак Лусье вместе со своим трио, группа «King’ Singers», «Quintessence Saxophone Quintet». Несмотря на дождь, публика не покидала площадь в течение всего вечера, одухотворенные лица людей были полны счастья…
Далее…
22 января 2009 / Один комментарий / Трибуна
Не верьте тому, кто говорит или пишет, что знает об инструментах все. Даже в истории скрипки есть столько белых пятен, чтобы написать целый том, — если эти пятна заполнятся реальным содержанием, а до этого, кажется, еще далеко…
Что же касается валторны — в ее истории пробелов и вопросов уж никак не меньше. Ограничившись двумя столетиями, попробуем сосредоточиться лишь на том, что обычно вызывает вопросы и разночтения.
Нынешние профессионалы все реже задают вопрос практического свойства: зачем нужна вся эта история, если наше дело сесть в оркестр и качественно играть свою партию? Ведь жизнь ставит перед ними столь же практические задачи: на каком инструмента исполнять партию в Мессе си-минор Баха, где есть партия в диапазоне d2-d3, и что это вообще за инструмент под названием корно-да-качча в строе D? Как сыграть партии валторн, например, в симфонии Гайдна «Мария Терезия» или «Охотничьих сюитах» Телемана, написанные в С-alto? Каким образом исполнять партии в В-alto в дивертисментах Моцарта, если они совершенно недоступны современному инструменту?
Далее…
11 декабря 2008 / Комментариев нет / Трибуна
Хотелось бы сложить еще немного слов в копилку той острой и сложной проблемы, которая беспокоит умы музыкантов уже не один десяток лет. Речь идет о состоянии музыкальной культуры и конкретно о музыкальных вкусах населения России.
Мы давно повсеместно слышим о глубоком кризисе культуры нашей страны, о низкопробном музыкальном продукте, поставляемом для потребления широких масс, о падении нравов и вкусов общества. Мы, профессиональные музыканты, с ужасом и презрением обсуждаем ту музыку, которую крутят на каждом углу, или наоборот, спешно выключаем телевизоры, радио, не желая слушать и знать эти явления.
Далее…
2 декабря 2008 / Комментариев нет / Трибуна
Кто-то скажет, что современная культура исполнения классической музыки, преподнесение слушателю сильно ей вредит, а кто-то, наоборот, будет в восторге от столь популярных сейчас эффектов, как, к примеру, «светомузыка», подсвечивающая орган.
Известно, что такое смешение академической классики с иными музыкальными направлениями оказывается своеобразной приманкой. Именно поэтому любые подобные эксперименты вызывают острый интерес. В абонементах появляются названия типа «Классик-Хит-Коктейль» или «Чайковский и фольклор в творчестве русских композиторов».
Далее…