Портреты
31 июля 2009 / Комментариев нет / Личности, Память
В Московской консерватории напротив входа в Малый зал есть мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны имена выпускников, награжденных медалями. На одной из них, в составе XXXIV выпуска 1903 года, стоит имя обладательницы малой золотой медали Елизаветы Ворледж.
Глава первая
Ранние годы. Петербург
Договор об обучении Е. Е. Ворледжа кузнечному делу
Отец Елизаветы Георгиевны Ворледж, Егор Егорович Ворледж, родился в 1856 г. в Англии, в портовом городе Портсмуте в семье корабельного мастера. В возрасте 16 лет его отдали в подмастерья кузнецу, у которого он проучился 6 лет, став специалистом по ковке тонких легких и изящных подков для беговых лошадей. На родине устроиться на работу было трудно, и поэтому Егор Егорович решил поехать с одной английской фирмой в далекую Россию, где должна была открыться кузнечная мастерская. Незадолго до отъезда в Петербург Егор Егорович женился на восемнадцатилетней девушке из небогатой многодетной семьи. В молодости она была очаровательной женщиной: стройная, грациозная, с тонкими правильными чертами лица, синими глазами и благородными манерами настоящей знатной леди. Сара-Джейн была прекрасной женой, матерью и отличной хозяйкой. Сразу же после свадьбы Егор Егорович с молодой женой уехали в Россию.
Далее…
16 июля 2009 / Один комментарий / Память
Известный проповедник, архиепископ Василий Родзянко, рассказывая о своей необыкновенной судьбе, заметил: «Слово «судьба» прочитывается как «суд Божий», «промысел Божий». Над всем и над всеми веет Высший промысел. Но среди «всех» есть и немногие, особо отмеченные Провидением. Судьбы их, по обычной человеческой мерке, нередко складываются трагически. Отчего? Может быть, для одних этот дар свыше непосилен, другим послан, как великое испытание; нам, обыкновенным, остается только гадать. Тем радостнее говорить о человеке, прожившем долгую жизнь в постоянном счастливом служении высокому дару. Признанной во всем мире «королевой арфы» была Вера Дулова.
По генеалогической таблице княжна Вера Георгиевна Дулова принадлежит к 32-му колену от Рюрика, князя Новгородского. Среди ее предков есть и трое канонизированных святых, и три героя 1812 года, и еще множество славных, благородных людей, бескорыстно послуживших России и на военном, и на ученом поприще, и на стезе искусства. Но не принадлежность к древнему роду сделала Веру Георгиевну «избранницей судьбы». Судьба вмешалась в само ее появление на свет.
Далее…
7 мая 2009 / Комментариев нет / Интервью, Личности
Вячеслав Щуров. Фото Алексея Паршина
Вячеслав Михайлович Щуров — профессор Московской консерватории, один из крупнейших российских фольклористов, автор монографий «Южнорусская песенная традиция», «Стилевые основы русской народной музыки», «Жанры русского музыкального фольклора» (часть первая и часть вторая). С Вячеславом Михайловичем беседовал Дмитрий Смирнов; интервью было впервые опубликовано в журнале «Музыкальная академия», 2008 № 2.
Вячеслав Михайлович, что привело Вас к изучению музыкального фольклора? Каковы Ваши первые музыкальные впечатления? Каков пройденный Вами путь музыканта-фольклориста?
К изучению музыкального фольклора меня привела вся моя жизнь. Я родился в семье, которая принадлежала к духовному сословию. Мои прадеды были священниками. Дед — директором школы слепых, бабушка — учительницей. Мой двоюродный дядя — диакон — единственный в семье, кто был причастен к церковному культу. Два других дяди пели в хоре А. В. Свешникова. Мать не имела музыкального образования, но у нее был хороший слух и красивый голос (она пела во Владимирском храме, участвовала в любительских хорах). Мы с матерью часто, гуляя по лесу, пели дуэтом — это была наша семейная традиция.
Далее…
5 мая 2009 / 2 комментария / Личности, Память
Теперь, когда круг его земного бытия замкнулся, сквозь острую боль утраты начинает высвечиваться истинный смысл этого высокого пути. Очень трудно попасть в ту единственно верную тональность, которая была бы созвучна светлому облику покойного артиста! Внешняя, вроде бы легко расшифровывавшаяся простота была, думается, здесь деликатным прикрытием сложнейшей гармонии разнородных начал. В ком еще сыскались бы столь естественное соединение врожденно-благородного, не нуждавшегося в мифотворческой ретуши артистизма и не менее органичной, чуравшейся показного самоуничижения скромности, истинного простодушия и изощренно-глубокого знания о сокровенных тайнах, широчайшей эрудиции и неугасимого стремления к новому, удаленности от повседневной бытовой суеты и чуткого внимания к окружающим, рафинированной аристократичности и отсутствия даже малейших признаков высокомерного снобизма…
Далее…
13 апреля 2009 / Комментариев нет / Юбилеи
Сегодня профессор кафедры теории музыки Андрей Николаевич Мясоедов отмечает своё 80-летие. Коллеги и студенты, а с ними и команда портала «Российский Музыкант 2.0» шлют Андрею Николаевичу сердечные поздравления с юбилеем!
Вот на землю московскую наконец-то пришло апрельское солнце, и настал ваш юбилей, которого мы — педагоги кафедры теории музыки и ваши ученики — весь этот год дожидали.
Поздравляем Вас с днем рождения, желаем Вам здоровья + здоровья + здоровья, а еще бодрости, неиссякаемого жизненного оптимизма.
Предвкушаем то, как мы будем традиционно весело праздновать Ваш юбилей в стенах консерватории, пить знаменитую «Мясоедовку», чокаясь пластиковыми стаканчиками — по-мясоедовски: «дзинь-дзинь-дзинь», и слушать Ваши рассказы, щедро пересыпанные юмором и шуточками a la Myassoyedoff. И, конечно, дарить Вам подарки.
Далее…
2 апреля 2009 / 2 комментария / Личности
Юрий Исаевич очень хорошо схватывал сущность ученика. Он знал, на чем можно его развить и на чем показать. Концерты класса Янкелевича всегда проходили на высочайшем уровне — не было ни одного номера даже с малейшей слабинкой, потому что все делалось очень точно.
Самое интересное в его работе, я считаю, — это то, что он, обладая обширными знаниями по исполнительству, по педагогике, умел оптимально подобрать каждому из учеников его репертуар. Чтобы подчеркнуть сильные стороны или развить какой-то недостающий элемент, что-то «вытащить». Юрий Исаевич владел этим абсолютно, и, видимо, именно благодаря этому у него получался такой потрясающий результат. Он практически никогда не ошибался в выборе репертуара для конкретного международного конкурса: не посылал, к примеру, на конкурс Паганини того, кого следовало послать на конкурс Энеску, или на конкурс королевы Елизаветы, или на конкурс Баха…
У него была огромнейшая библиотека, и я помню, как мы…
30 марта 2009 / Комментариев нет / Личности, Память
6 марта на мировом небосклоне современного искусства одной звезды стало меньше. Скончался Анри Пуссер (Henry Pousseur) — наш великий современник, один из композиторов, определивших пути развития Новейшей музыки в Европе. Его имя вместе с Булезом, Штокхаузеном, Ноно и другими вписано в историю авангардного движения — сугубо элитарного по своей сути и новаторского для своей эпохи. Но парадоксальным образом творчество Пуссера освещено не только именем Антона Веберна — кумира адептов и лидеров Второго авангарда. Миросозерцание и эстетика композитора были вовлечены в круговорот целых эпох и культур, отважно простираясь в пространство Klangfarbe древних народов и цивилизаций. С непреложной страстью Пуссера интересовали онтология этногенеза в жанре причудливых полистилистических коллажей и космических мистерий («Планетарные голоса и виды») и ожившие мифы Эллады в эстетике орфического искусства («L’école d’Orphée»). И среди прочих здесь — имя Икара, ставшее для Анри Пуссера своеобразным мифологическим архетипом творчества. Номинология этого образа дала жизнь оригинальному композиционному методу — «Methodicare» (название образовано от сложения слов «Method» и «Icare»; по словам автора, образ Икара ассоциировался с идеей освобождения — Liberation — в композиционном плане вариабельности). Имя Икара продолжало бытовать в собственных сочинениях Пуссера («Икар африканский») и даже виртуальном пространстве, став частью его логина электронной почты…
Далее…
11 марта 2009 / Один комментарий / Коллективы, Концерт, Юбилеи
Сорок лет на эстраде — срок более чем почтенный. Четыре десятилетия прекрасного творческого содружества троих музыкантов — случай не только уникальный, но и заслуживающий особого уважения. «Московское трио», объединяющее народных артистов России Александра Бондурянского, Владимира Иванова и Михаила Уткина, по праву входит в число ведущих камерных ансамблей мира.
Находящиеся ныне в зените мастерства артисты-единомышленники, солисты, обладающие яркой индивидуальностью и поразительной сыгранностью, с честью продолжают дело своих наставников, которые открывали им путь в мир музыки. А это Дмитрий Башкиров, Мстислав Ростропович, Юрий Янкелевич и Татьяна Гайдамович, в чьем классе была обретена великолепная школа ансамблевого мастерства. Созданное в 1968 году, Московское трио быстро набирало известность в России и завоевало высокие премии на престижнейших конкурсах в Мюнхене, Белграде, Будапеште и Бордо.
За минувшие десятилетия в интерпретации ансамбля прозвучала буквально вся мировая литература, созданная для такого классического состава, как фортепианное трио. Это классика и современность, сочинения, составляющие золотой фонд жанра, и партитуры, незаслуженно забытые или только написанные, нередко для самих исполнителей, чьи имена давно обрели широкую известность.
Далее…
6 марта 2009 / Комментариев нет / Балет, Концерт, Юбилеи
По инициативе и с участием профессора А. Б. Любимова 27 декабря в Малом зале консерватории прошел вечер, посвященный 125-летию со дня рождения Антона фон Веберна (1883-1945). Любимов был первым в СССР исполнителем его фортепианных Вариаций ор. 27, и, вероятно, дата 27 декабря символически это отразила.
Сложный путь проделала музыка Веберна в музыкальной жизни России. Знакомили с его произведениями и Глен Гульд на знаменитой встрече в Малом зале (те же Вариации ор. 27), и Пьер Булез как дирижер — в Большом зале. Оказавшись «композитором для композиторов», он повлиял на творчество Э. Денисова, С. Губайдулиной, Р. Леденева, Д. Смирнова, Е. Фирсовой и некоторых более молодых авторов. А в большой концертной жизни занял довольно скромное место. Причем чаще других стали исполняться его ранние, доопусные сочинения, уравнявшись таким образом в правах с основными. В подобном ключе была выдержана и программа концерта.
Далее…
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
Вперед