Память
31 июля 2009 / Комментариев нет / Личности, Память
В Московской консерватории напротив входа в Малый зал есть мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны имена выпускников, награжденных медалями. На одной из них, в составе XXXIV выпуска 1903 года, стоит имя обладательницы малой золотой медали Елизаветы Ворледж.
Глава первая
Ранние годы. Петербург
Договор об обучении Е. Е. Ворледжа кузнечному делу
Отец Елизаветы Георгиевны Ворледж, Егор Егорович Ворледж, родился в 1856 г. в Англии, в портовом городе Портсмуте в семье корабельного мастера. В возрасте 16 лет его отдали в подмастерья кузнецу, у которого он проучился 6 лет, став специалистом по ковке тонких легких и изящных подков для беговых лошадей. На родине устроиться на работу было трудно, и поэтому Егор Егорович решил поехать с одной английской фирмой в далекую Россию, где должна была открыться кузнечная мастерская. Незадолго до отъезда в Петербург Егор Егорович женился на восемнадцатилетней девушке из небогатой многодетной семьи. В молодости она была очаровательной женщиной: стройная, грациозная, с тонкими правильными чертами лица, синими глазами и благородными манерами настоящей знатной леди. Сара-Джейн была прекрасной женой, матерью и отличной хозяйкой. Сразу же после свадьбы Егор Егорович с молодой женой уехали в Россию.
Далее…
16 июля 2009 / Один комментарий / Память
Известный проповедник, архиепископ Василий Родзянко, рассказывая о своей необыкновенной судьбе, заметил: «Слово «судьба» прочитывается как «суд Божий», «промысел Божий». Над всем и над всеми веет Высший промысел. Но среди «всех» есть и немногие, особо отмеченные Провидением. Судьбы их, по обычной человеческой мерке, нередко складываются трагически. Отчего? Может быть, для одних этот дар свыше непосилен, другим послан, как великое испытание; нам, обыкновенным, остается только гадать. Тем радостнее говорить о человеке, прожившем долгую жизнь в постоянном счастливом служении высокому дару. Признанной во всем мире «королевой арфы» была Вера Дулова.
По генеалогической таблице княжна Вера Георгиевна Дулова принадлежит к 32-му колену от Рюрика, князя Новгородского. Среди ее предков есть и трое канонизированных святых, и три героя 1812 года, и еще множество славных, благородных людей, бескорыстно послуживших России и на военном, и на ученом поприще, и на стезе искусства. Но не принадлежность к древнему роду сделала Веру Георгиевну «избранницей судьбы». Судьба вмешалась в само ее появление на свет.
Далее…
5 мая 2009 / 2 комментария / Личности, Память
Теперь, когда круг его земного бытия замкнулся, сквозь острую боль утраты начинает высвечиваться истинный смысл этого высокого пути. Очень трудно попасть в ту единственно верную тональность, которая была бы созвучна светлому облику покойного артиста! Внешняя, вроде бы легко расшифровывавшаяся простота была, думается, здесь деликатным прикрытием сложнейшей гармонии разнородных начал. В ком еще сыскались бы столь естественное соединение врожденно-благородного, не нуждавшегося в мифотворческой ретуши артистизма и не менее органичной, чуравшейся показного самоуничижения скромности, истинного простодушия и изощренно-глубокого знания о сокровенных тайнах, широчайшей эрудиции и неугасимого стремления к новому, удаленности от повседневной бытовой суеты и чуткого внимания к окружающим, рафинированной аристократичности и отсутствия даже малейших признаков высокомерного снобизма…
Далее…
30 марта 2009 / Комментариев нет / Личности, Память
6 марта на мировом небосклоне современного искусства одной звезды стало меньше. Скончался Анри Пуссер (Henry Pousseur) — наш великий современник, один из композиторов, определивших пути развития Новейшей музыки в Европе. Его имя вместе с Булезом, Штокхаузеном, Ноно и другими вписано в историю авангардного движения — сугубо элитарного по своей сути и новаторского для своей эпохи. Но парадоксальным образом творчество Пуссера освещено не только именем Антона Веберна — кумира адептов и лидеров Второго авангарда. Миросозерцание и эстетика композитора были вовлечены в круговорот целых эпох и культур, отважно простираясь в пространство Klangfarbe древних народов и цивилизаций. С непреложной страстью Пуссера интересовали онтология этногенеза в жанре причудливых полистилистических коллажей и космических мистерий («Планетарные голоса и виды») и ожившие мифы Эллады в эстетике орфического искусства («L’école d’Orphée»). И среди прочих здесь — имя Икара, ставшее для Анри Пуссера своеобразным мифологическим архетипом творчества. Номинология этого образа дала жизнь оригинальному композиционному методу — «Methodicare» (название образовано от сложения слов «Method» и «Icare»; по словам автора, образ Икара ассоциировался с идеей освобождения — Liberation — в композиционном плане вариабельности). Имя Икара продолжало бытовать в собственных сочинениях Пуссера («Икар африканский») и даже виртуальном пространстве, став частью его логина электронной почты…
Далее…
3 октября 2008 / Комментариев нет / В череде событий, Память
22 августа этого года исполнилось бы 60 лет Ирине Эдуардовне Манукян.
Композитор, блестяще закончившая в 1973 году Московскую консерваторию по классу композиции профессора С. А. Баласаняна.
На протяжении всей жизни Ирина Эдуардовна работала во многих жанрах, находясь в постоянном поиске своей дороги, сочетавшей разные направления музыки XX века. Ее творчество впитало в себя все новое, опираясь при этом на традиции западноевропейской, русской и армянской музыкальных культур.
Творческое наследие Ирины Манукян включает симфонические, вокальные и фортепианные сочинения. Вся её музыка пронизана яркими образами, а вокальные пьесы отмечены тонкой работой со словом.
Далее…
20 марта 2008 / Комментариев нет / Память
Я уже не раз писал о Фортунатове. Писал к его юбилеям — в ту же нашу консерваторскую газету — еще при его жизни. Писал после смерти — в сборнике, собранном усилиями Елены Гординой. Можно ли что добавить к этому? Да, можно.
Прошедшие десять лет после смерти учителя — огромный срок, позволяющий отмести мелочи и сформулировать главное: это был Великий человек и Великий педагог. Несомненно, самая запоминающаяся и колоритнейшая фигура консерватории, начиная от начала 60-х годов, какой я ее запомнил.
Сократ — вот наиболее близкий и точный исторический прототип этого человека. Он не оставил ни одного капитального труда, сохранилось лишь его замечательное предисловие к книге С. Н. Василенко «Инструментовка для симфонического оркестра». Но он создал Школу Фортунатова, обучив половину консерватории, да и то только потому «половину» (то есть весь теоретико-композиторский факультет), что другая «половина» оркестровку не проходит.
Далее…
20 декабря 2007 / Комментариев нет / Память
20 ноября 2007 года Елене Вильгельмовне Гладилиной — пианистке, профессору Московской консерватории, заслуженной артистке России — исполнилось бы 70 лет. Ее земной путь неожиданно оборвался 28 января 2003 года.
Заниматься музыкой она начала с раннего детства: первым учителем была ее тетя, Мария Николаевна Петрова. С 13 лет Е. Гладилина занималась у Г. Г. Нейгауза — сначала в ЦМШ, которую окончила с золотой медалью в 1956 году, затем в консерватории — как студентка и аспирантка. Она была одной из любимейших учениц легендарного музыканта. Отзывы Генриха Густавовича, хранящиеся в архиве консерватории, говорят сами за себя и не требуют комментариев:
Далее…
21 октября 2007 / Комментариев нет / Память
10 октября [2007 г.] скончался светлейший человек — Александр Георгиевич Бахчиев. Наверное, во всех совпадениях есть какой-то скрытый смысл. Во всяком случае день 10-е октября, бывший для меня с детства днем памяти Г. Г. Нейгауза, неким образом связал эти имена просто непреложностью факта. Кроме того, все лучшее, чем наделил Бог этих людей, каждый по-своему отдал Музыке.
Мне кажется, что образ А. Г. Бахчиева соответствует идеальному представлению об истинном носителе культуры. Он был аристократом духа. Человеком редкой образованности, редкого благородства и скромности.
Александр Георгиевич вписал свою уникальную страницу в историю отечественной музыкально-исполнительской культуры: интереснейшие и многообразные концертные программы, на протяжении многих лет звучавшие в исполнении «Фортепианного дуэта Александра Бахчиева и Елены Сорокиной» воспитали не одно поколение слушателей и даровали жизнь множеству новых и «вновь открытых» сочинений. Можно сказать, что деятельность Александра Георгиевича была наполнена музыкальным просветительством.
Далее…
23 сентября 2007 / Комментариев нет / Память
«Угол излучения» этой удивительной женщины, по-настоящему молодой, всегда красивой, необычайно умной и образованной, был огромен. Она всегда шла вослед передовым «авангардным» достижениям музыки ХХ века. Вместе со своим учителем — выдающимся ученым Юрием Николаевичем Холоповым, которому до конца своих дней преданно поклонялась, Валерия Стефановна Ценова посвятила свою жизнь художественному освоению и теоретическому изучению новейшей музыки нашего времени.
Жизнь ее была наполнена трудами. Огромная духовная и творческая воля, самодисциплина, целеустремленность стояли за ее яркой художественной натурой. Лера была создана для науки и любви… В науке ей удавалось все!
Далее…