Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Память

Е. Г. Ворледж. Воспоминания дочери //

31 июля 2009 / Комментариев нет / Личности, Память

Мраморная доска почета с именем Е. Г. Ворледж

В Московской консерватории напротив входа в Малый зал есть мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны имена выпускников, награжденных медалями. На одной из них, в составе XXXIV выпуска 1903 года, стоит имя обладательницы малой золотой медали Елизаветы Ворледж.

Глава первая

Ранние годы. Петербург 

Договор об обучении<br />
Е. Е. Ворледжа кузнечному делуДоговор об обучении Е. Е. Ворледжа кузнечному делу

Отец Елизаветы Георгиевны Ворледж, Егор Егорович Ворледж, родился в 1856 г. в Англии, в портовом городе Портсмуте в семье корабельного мастера. В возрасте 16 лет его отдали в подмастерья кузнецу, у которого он проучился 6 лет, став  специалистом по ковке тонких легких и изящных подков для беговых лошадей. На родине устроиться на работу было трудно, и поэтому Егор Егорович решил поехать с одной английской фирмой в далекую Россию, где должна была открыться кузнечная мастерская. Незадолго до отъезда в Петербург Егор Егорович женился на восемнадцатилетней девушке из небогатой многодетной семьи. В молодости она была очаровательной женщиной: стройная, грациозная, с тонкими правильными чертами лица, синими глазами и благородными манерами настоящей знатной леди. Сара-Джейн была прекрасной женой, матерью и отличной хозяйкой. Сразу же после свадьбы Егор Егорович с молодой женой уехали в Россию.

Далее…

О Вере Георгиевне Дуловой //

16 июля 2009 / Один комментарий / Память

В. Г. ДуловаИзвестный проповедник, архиепископ Василий Родзянко, рассказывая о своей необыкновенной судьбе, заметил: «Слово «судьба» прочитывается как «суд Божий», «промысел Божий». Над всем и над всеми веет Высший промысел. Но среди «всех» есть и немногие, особо отмеченные Провидением. Судьбы их, по обычной человеческой мерке, нередко складываются трагически. Отчего? Может быть, для одних этот дар свыше непосилен, другим послан, как великое испытание; нам, обыкновенным, остается только гадать. Тем радостнее говорить о человеке, прожившем долгую жизнь в постоянном счастливом служении высокому дару. Признанной во всем мире «королевой арфы» была Вера Дулова.

По генеалогической таблице княжна Вера Георгиевна Дулова принадлежит к 32-му колену от Рюрика, князя Новгородского. Среди ее предков есть и трое канонизированных святых, и три героя 1812 года, и еще множество славных, благородных людей, бескорыстно послуживших России и на военном, и на ученом поприще, и на стезе искусства. Но не принадлежность к древнему роду сделала Веру Георгиевну «избранницей судьбы». Судьба вмешалась в само ее появление на свет.

Далее…

Не забывать товарищей своих… Попытка эпитафии (Об Александре Бахчиеве) //

5 мая 2009 / 2 комментария / Личности, Память

БахчиевТеперь, когда круг его земного бытия замкнулся, сквозь острую боль утраты начинает высвечиваться истинный смысл этого высокого пути. Очень трудно попасть в ту единственно верную тональность, которая была бы созвучна светлому облику покойного артиста! Внешняя, вроде бы легко расшифровывавшаяся простота была, думается, здесь деликатным прикрытием сложнейшей гармонии разнородных начал. В ком еще сыскались бы столь естественное соединение врожденно-благородного, не нуждавшегося в мифотворческой ретуши артистизма и не менее органичной, чуравшейся показного самоуничижения скромности, истинного простодушия и изощренно-глубокого знания о сокровенных тайнах, широчайшей эрудиции и неугасимого стремления к новому, удаленности от повседневной бытовой суеты и чуткого внимания к окружающим, рафинированной аристократичности и отсутствия даже малейших признаков высокомерного снобизма…

Далее…

В созвездии Анри Пуссера //

30 марта 2009 / Комментариев нет / Личности, Память

Анри Пуссер6 марта на мировом небосклоне современного искусства одной звезды стало меньше. Скончался Анри Пуссер (Henry Pousseur) — наш великий современник, один из композиторов, определивших пути развития Новейшей музыки в Европе. Его имя вместе с Булезом, Штокхаузеном, Ноно и другими вписано в историю авангардного движения — сугубо элитарного по своей сути и новаторского для своей эпохи. Но парадоксальным образом творчество Пуссера освещено не только именем Антона Веберна — кумира адептов и лидеров Второго авангарда. Миросозерцание и эстетика композитора были вовлечены в круговорот целых эпох и культур, отважно простираясь в пространство Klangfarbe древних народов и цивилизаций. С непреложной страстью Пуссера интересовали онтология этногенеза в жанре причудливых полистилистических коллажей и космических мистерий («Планетарные голоса и виды») и ожившие мифы Эллады в эстетике орфического искусства («L’école d’Orphée»). И среди прочих здесь — имя Икара, ставшее для Анри Пуссера своеобразным мифологическим архетипом творчества. Номинология этого образа дала жизнь оригинальному композиционному методу — «Methodicare» (название образовано от сложения слов «Method» и «Icare»; по словам автора, образ Икара ассоциировался с идеей освобождения — Liberation — в композиционном плане вариабельности). Имя Икара продолжало бытовать в собственных сочинениях Пуссера («Икар африканский») и даже виртуальном пространстве, став частью его логина электронной почты…

Далее…

«Она живет музыкой»… //

3 октября 2008 / Комментариев нет / В череде событий, Память

Ирина Эдуардовна Манукян22 августа этого года исполнилось бы 60 лет Ирине Эдуардовне Манукян.

Композитор, блестяще закончившая в 1973 году Московскую консерваторию по классу композиции профессора С. А. Баласаняна.

На протяжении всей жизни Ирина Эдуардовна работала во многих жанрах, находясь в постоянном поиске своей дороги, сочетавшей разные направления музыки XX века. Ее творчество впитало в себя все новое, опираясь при этом на традиции западноевропейской, русской и армянской музыкальных культур.

Творческое наследие Ирины Манукян включает симфонические, вокальные и фортепианные сочинения. Вся её музыка пронизана яркими образами, а вокальные пьесы отмечены тонкой работой со словом.

Далее…

«Спасибо Вам, Юрий Александрович!»

20 марта 2008 / Комментариев нет / Память

ФортунатовЯ уже не раз писал о Фортунатове. Писал к его юбилеям — в ту же нашу консерваторскую газету — еще при его жизни. Писал после смерти — в сборнике, собранном усилиями Елены Гординой. Можно ли что добавить к этому? Да, можно.
Прошедшие десять лет после смерти учителя — огромный срок, позволяющий отмести мелочи и сформулировать главное: это был Великий человек и Великий педагог. Несомненно, самая запоминающаяся и колоритнейшая фигура консерватории, начиная от начала 60-х годов, какой я ее запомнил.
Сократ — вот наиболее близкий и точный исторический прототип этого человека. Он не оставил ни одного капитального труда, сохранилось лишь его замечательное предисловие к книге С. Н. Василенко «Инструментовка для симфонического оркестра». Но он создал Школу Фортунатова, обучив половину консерватории, да и то только потому «половину» (то есть весь теоретико-композиторский факультет), что другая «половина» оркестровку не проходит.

Далее…

Воплощение артистизма //

20 декабря 2007 / Комментариев нет / Память

Гладилина20 ноября 2007 года Елене Вильгельмовне Гладилиной — пианистке, профессору Московской консерватории, заслуженной артистке России — исполнилось бы 70 лет. Ее земной путь неожиданно оборвался 28 января 2003 года.

Заниматься музыкой она начала с раннего детства: первым учителем была ее тетя, Мария Николаевна Петрова. С 13 лет Е. Гладилина занималась у Г. Г. Нейгауза — сначала в ЦМШ, которую окончила с золотой медалью в 1956 году, затем в консерватории — как студентка и аспирантка. Она была одной из любимейших учениц легендарного музыканта. Отзывы Генриха Густавовича, хранящиеся в архиве консерватории, говорят сами за себя и не требуют комментариев:

Далее…

Аристократ духа // ,

21 октября 2007 / Комментариев нет / Память

Александр Бахчиев10 октября [2007 г.] скончался светлейший человек — Александр Георгиевич Бахчиев. Наверное, во всех совпадениях есть какой-то скрытый смысл. Во всяком случае день 10-е октября, бывший для меня с детства днем памяти Г. Г. Нейгауза, неким образом связал эти имена просто непреложностью факта. Кроме того, все лучшее, чем наделил Бог этих людей, каждый по-своему отдал Музыке.

Мне кажется, что образ А. Г. Бахчиева соответствует идеальному представлению об истинном носителе культуры. Он был аристократом духа. Человеком редкой образованности, редкого благородства и скромности.

Александр Георгиевич вписал свою уникальную страницу в историю отечественной музыкально-исполнительской культуры: интереснейшие и многообразные концертные программы, на протяжении многих лет звучавшие в исполнении «Фортепианного дуэта Александра Бахчиева и Елены Сорокиной» воспитали не одно поколение слушателей и даровали жизнь множеству новых и «вновь открытых» сочинений. Можно сказать, что деятельность Александра Георгиевича была наполнена музыкальным просветительством.

Далее…

Прощание //

23 сентября 2007 / Комментариев нет / Память

Валерия Ценова«Угол излучения» этой удивительной женщины, по-настоящему молодой, всегда красивой, необычайно умной и образованной, был огромен. Она всегда шла вослед передовым «авангардным» достижениям музыки ХХ века. Вместе со своим учителем — выдающимся ученым Юрием Николаевичем Холоповым, которому до конца своих дней преданно поклонялась, Валерия Стефановна Ценова посвятила свою жизнь художественному освоению и теоретическому изучению новейшей музыки нашего времени.

Жизнь ее была наполнена трудами. Огромная духовная и творческая воля, самодисциплина, целеустремленность стояли за ее яркой художественной натурой. Лера была создана для науки и любви… В науке ей удавалось все!

Далее…

Страницы: 1 2 Вперед