Сияющий шлейф кометы
22 января 2008 / Концерт, Личности
30 ноября [2007 г.] в Малом зале состоялся торжественный концерт, посвященный пятидесятилетию визита великого канадского пианиста Глена Гульда в Москву. Организаторы памятного вечера — Центр современной музыки Московской консерватории, Посольство Канады в РФ, Корпорация развития экспорта Канады (EDC). Вел концерт профессор В. Г. Тарнопольский. Зал был наполнен до предела. В этот вечер успех выпал на долю всех выступавших. Публика с благодарностью приветствовала участников концерта: Жана Демаре (фортепиано, Канада), профессора Тиграна Алиханова (фортепиано), ансамбль «Студия новой музыки» (дирижер — Игорь Дронов), струнный квартет в составе: Елена Фихтенгольц (скрипка), Екатерина Фомицкая (скрипка), Екатерина Маркова (альт), Ольга Галочкина (виолончель). В зале находились зарубежные гости, официальные представители и посол Канады в России. Концерт получил большой резонанс в музыкальной жизни столицы, вылившись в культурное событие международного уровня.
В ушедшем году исполнилось ровно полвека с момента появления первых крупных брешей в «железном занавесе». Вслед за фестивалем молодежи и студентов взмыл в небо первый искусственный спутник Земли. Но весной 1957 года несравненно более яркая комета пронеслась над Москвой, и в ее сияющем шлейфе с той поры для многих померкли и фестиваль, и спутник. В начале мая 1957 года в консерватории выступил тогда никому не известный, молодой канадский пианист Глен Гульд, и это было начало падения музыкального «железного занавеса». Спору нет — гастролеры из-за рубежа появлялись у нас даже в самую глухую пору, в начале 1950-х годов, но явление Гульда продемонстрировало такую степень свободы в отношении к музыкальному тексту, о которой слыхом не слыхивали в России, законсервировавшейся на уровне исполнительских предпочтений начала двадцатых. Более того: именно с той поры сочинения авторов-нововенцев, еще подвергавшихся в 1957 году уничтожающей критике на страницах официальной музыкальной прессы, зазвучали в Советской России.
Не только для нас, но и для всего мира Гульд был и остается знамением той, теперь уже далекой и очень короткой эпохи, когда было модно быть умным. Последнее усилие всеобщей веры в прогресс, всколыхнутое разрушительной войной, вывело на авансцену композиторов-авангардистов — Булеза, Штокхаузена, пианистов-интеллектуалов — Гульда, Микельанджели. Не следить за успехами точных наук было дурным тоном, «не понимать и не принимать» абстрактного искусства было хорошим тоном лишь на страницах «Правды» и «Крокодила». Сейчас, когда идеалом эпохи всеобщего потребления является дебил, бездумно глотающий достижения высоких технологий, это не может не вызывать ностальгии у определенного круга — во всяком случае круга поклонников Гульда, еще стабильно широкого и сейчас, 50 лет спустя.
Носитель ностальгии — магнитная лента, зафиксировавшая с помощью технологического шедевра своего времени, какого-нибудь «МАГа» или «МЭЗа», обращение Глена Гульда к студентам и преподавателям консерватории 12 мая 1957 года. Холодным ноябрьским вечером, когда в Малом зале шел торжественный концерт, посвященный Гульду, эта лента вернула нам аромат ушедшей эпохи. Уже мало осталось тех, кто помнит это знаменательное событие, но образ молодого пианиста вполне можно было вообразить себе даже сидевшим в зале первокурсникам: вот после краткого и точного рассказа о музыке Веберна он садится за рояль, необычайно ярко артикулирует двенадцатитоновый ряд, потом сворачивает его, как будто заводя последовательно часовые пружины, в «веберн-аккорды» и…
Увы, мы не услышали звучания Вариаций соч. 27 Веберна в исполнении Гульда. Их сыграл наш канадский гость — пианист Жан Демаре, не достигнув, к сожалению, ни в этой пьесе, ни в прозвучавших маленьких шедеврах Шенберга (Пять пьес соч. 23) особенных исполнительских высот. (Хотя музыкальной визитной карточкой Страны голубых озер были, есть и остаются именно пианисты — интеллектуал Гульд и покойный ныне джазмен-виртуоз Питерсон, — было бы странно ожидать «вдруг» появления нового Гульда!) Впрочем, все искупали широкая улыбка гостя и ощущение лучащегося счастья, исходившее от него после исполнения: ведь он выступал в том же зале и с тем же репертуаром, что и его знаменитый земляк.
Другие исполнители, напротив, показали себя настоящими хозяевами сцены. Профессор Тигран Алиханов с неподражаемым темпераментом сыграл цикл коротких пьесок венгерского композитора Дьердя Куртага, одного из наследников веберновского афористичного стиля, а также Сонату Берга — еще один из номеров незабываемой программы 12.05.1957. Достойно выступил также ансамбль «Студия новой музыки» во главе Игорем Дроновым, сыгравший Фугу Ричеркату из «Музыкального приношения» Баха и Пассакалью соч. 1 Веберна.
Одним словом, состоялся большой музыкальный праздник, наполненный воспоминаниями, дорогими сердцу каждого любителя фортепианного искусства. И участники концерта, и слушатели остались, как кажется, весьма довольны.
Фото автора
Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2008