Личности
31 июля 2009 / Комментариев нет / Личности, Память
В Московской консерватории напротив входа в Малый зал есть мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны имена выпускников, награжденных медалями. На одной из них, в составе XXXIV выпуска 1903 года, стоит имя обладательницы малой золотой медали Елизаветы Ворледж.
Глава первая
Ранние годы. Петербург
Договор об обучении Е. Е. Ворледжа кузнечному делу
Отец Елизаветы Георгиевны Ворледж, Егор Егорович Ворледж, родился в 1856 г. в Англии, в портовом городе Портсмуте в семье корабельного мастера. В возрасте 16 лет его отдали в подмастерья кузнецу, у которого он проучился 6 лет, став специалистом по ковке тонких легких и изящных подков для беговых лошадей. На родине устроиться на работу было трудно, и поэтому Егор Егорович решил поехать с одной английской фирмой в далекую Россию, где должна была открыться кузнечная мастерская. Незадолго до отъезда в Петербург Егор Егорович женился на восемнадцатилетней девушке из небогатой многодетной семьи. В молодости она была очаровательной женщиной: стройная, грациозная, с тонкими правильными чертами лица, синими глазами и благородными манерами настоящей знатной леди. Сара-Джейн была прекрасной женой, матерью и отличной хозяйкой. Сразу же после свадьбы Егор Егорович с молодой женой уехали в Россию.
Далее…
7 мая 2009 / Комментариев нет / Интервью, Личности
Вячеслав Щуров. Фото Алексея Паршина
Вячеслав Михайлович Щуров — профессор Московской консерватории, один из крупнейших российских фольклористов, автор монографий «Южнорусская песенная традиция», «Стилевые основы русской народной музыки», «Жанры русского музыкального фольклора» (часть первая и часть вторая). С Вячеславом Михайловичем беседовал Дмитрий Смирнов; интервью было впервые опубликовано в журнале «Музыкальная академия», 2008 № 2.
Вячеслав Михайлович, что привело Вас к изучению музыкального фольклора? Каковы Ваши первые музыкальные впечатления? Каков пройденный Вами путь музыканта-фольклориста?
К изучению музыкального фольклора меня привела вся моя жизнь. Я родился в семье, которая принадлежала к духовному сословию. Мои прадеды были священниками. Дед — директором школы слепых, бабушка — учительницей. Мой двоюродный дядя — диакон — единственный в семье, кто был причастен к церковному культу. Два других дяди пели в хоре А. В. Свешникова. Мать не имела музыкального образования, но у нее был хороший слух и красивый голос (она пела во Владимирском храме, участвовала в любительских хорах). Мы с матерью часто, гуляя по лесу, пели дуэтом — это была наша семейная традиция.
Далее…
5 мая 2009 / 2 комментария / Личности, Память
Теперь, когда круг его земного бытия замкнулся, сквозь острую боль утраты начинает высвечиваться истинный смысл этого высокого пути. Очень трудно попасть в ту единственно верную тональность, которая была бы созвучна светлому облику покойного артиста! Внешняя, вроде бы легко расшифровывавшаяся простота была, думается, здесь деликатным прикрытием сложнейшей гармонии разнородных начал. В ком еще сыскались бы столь естественное соединение врожденно-благородного, не нуждавшегося в мифотворческой ретуши артистизма и не менее органичной, чуравшейся показного самоуничижения скромности, истинного простодушия и изощренно-глубокого знания о сокровенных тайнах, широчайшей эрудиции и неугасимого стремления к новому, удаленности от повседневной бытовой суеты и чуткого внимания к окружающим, рафинированной аристократичности и отсутствия даже малейших признаков высокомерного снобизма…
Далее…
2 апреля 2009 / 2 комментария / Личности
Юрий Исаевич очень хорошо схватывал сущность ученика. Он знал, на чем можно его развить и на чем показать. Концерты класса Янкелевича всегда проходили на высочайшем уровне — не было ни одного номера даже с малейшей слабинкой, потому что все делалось очень точно.
Самое интересное в его работе, я считаю, — это то, что он, обладая обширными знаниями по исполнительству, по педагогике, умел оптимально подобрать каждому из учеников его репертуар. Чтобы подчеркнуть сильные стороны или развить какой-то недостающий элемент, что-то «вытащить». Юрий Исаевич владел этим абсолютно, и, видимо, именно благодаря этому у него получался такой потрясающий результат. Он практически никогда не ошибался в выборе репертуара для конкретного международного конкурса: не посылал, к примеру, на конкурс Паганини того, кого следовало послать на конкурс Энеску, или на конкурс королевы Елизаветы, или на конкурс Баха…
У него была огромнейшая библиотека, и я помню, как мы…
30 марта 2009 / Комментариев нет / Личности, Память
6 марта на мировом небосклоне современного искусства одной звезды стало меньше. Скончался Анри Пуссер (Henry Pousseur) — наш великий современник, один из композиторов, определивших пути развития Новейшей музыки в Европе. Его имя вместе с Булезом, Штокхаузеном, Ноно и другими вписано в историю авангардного движения — сугубо элитарного по своей сути и новаторского для своей эпохи. Но парадоксальным образом творчество Пуссера освещено не только именем Антона Веберна — кумира адептов и лидеров Второго авангарда. Миросозерцание и эстетика композитора были вовлечены в круговорот целых эпох и культур, отважно простираясь в пространство Klangfarbe древних народов и цивилизаций. С непреложной страстью Пуссера интересовали онтология этногенеза в жанре причудливых полистилистических коллажей и космических мистерий («Планетарные голоса и виды») и ожившие мифы Эллады в эстетике орфического искусства («L’école d’Orphée»). И среди прочих здесь — имя Икара, ставшее для Анри Пуссера своеобразным мифологическим архетипом творчества. Номинология этого образа дала жизнь оригинальному композиционному методу — «Methodicare» (название образовано от сложения слов «Method» и «Icare»; по словам автора, образ Икара ассоциировался с идеей освобождения — Liberation — в композиционном плане вариабельности). Имя Икара продолжало бытовать в собственных сочинениях Пуссера («Икар африканский») и даже виртуальном пространстве, став частью его логина электронной почты…
Далее…
3 марта 2009 / Комментариев нет / Личности
С 18 по 30 марта 2009 года в Московской консерватории пройдет IX Московский международный органный фестиваль. Он откроется мастер-классами и органным концертом в Малом зале консерватории доктора, профессора Людгера Ломанна (Ludger Lohmann, Штутгарт). В преддверии его приезда в Москву, с господином Ломанном об органной музыке и тенденциях современного органного исполнительства побеседовал Константин Волостнов.
Господин Ломанн, Вы часто принимаете участие в работе жюри самых престижных и крупных международных органных конкурсов. Что Вы можете сказать о современном органном исполнительстве?
Можно выделить два пути исполнения. Первый — когда музыкальные идеи становятся максимально естественными. Здесь важно попытаться понять, что автор хотел выразить своей музыкой, постоянно соответствовать его музыкальным идеям и постараться быть интерпретатором этих идей. А второй путь, который становится сейчас, к сожалению, всё более популярным — исполнять не то, что хотел автор, а себя.
Далее…
18 февраля 2009 / Комментариев нет / Жизнь консерватории, Личности
10 февраля и. о. ректора профессор А. С. Соколов дал интервью консерваторской газете «Российский музыкант».
Уважаемый Александр Сергеевич! В бытность Вашу ректором Московской консерватории мы неоднократно беседовали с Вами на страницах нашей газеты, информируя коллектив о важнейших проблемах консерваторской жизни, коих всегда было в избытке. Какие первостепенные задачи стоят перед консерваторией сегодня — и на ближайшее время, и на перспективу?
Сейчас главное — преемственность тому курсу, который был выбран консерваторией в начале нынешнего столетия. Потому что в 2001 году, когда я стал ректором, мы очень многое изменили. Мы ушли от периода, который сейчас уже можно назвать «смутным временем» в истории Московской консерватории: это — 90-е годы. В 90-е годы консерватория очень много потеряла и в своем престиже, авторитете, и в атмосфере, и в материальном плане, потому что в эти годы мы утратили многие здания и по улице Герцена, нынешней Большой Никитской, и по Кисловским переулкам. Тогда управление консерваторией довело ее до кризиса, что закончилось судебным процессом, где на первый план вышла афера с переводом валюты, полученной за работу с иностранными студентами, в швейцарский банк. Эти выявленные в судебном порядке факты дали обоснование для решения тогдашнего Министра отстранить ректора от занимаемой должности. Такое наследие 90-х годов мы имели.
Далее…
5 февраля 2009 / Комментариев нет / Личности
Что мы знаем о современной болгарской музыке? Когда я говорю «мы», я имею в виду среднестатистического музыканта, имеющего представление о Пендерецком и Лютославском, о Ноно и Берио, о том, что они являются представителями своих национальных школ. Но, видимо, пословица «Курица — не птица, Болгария — не заграница» спроецировалась и на наше представление о болгарских композиторах, творчество которых воспринимается как нечто периферийное и не заслуживающее особого внимания. А жаль!
И вот, решив устранить дистанцию между болгарскими композиторами и своим представлением о них, я решил лично познакомиться с Василом Казанджиевым — крупнейшим деятелем современной музыкальной культуры Болгарии. Узнать о нем на русском языке можно следующее: Казанджиев — выдающийся дирижер, педагог, композитор, автор многочисленных камерно-инструментальных и симфонических сочинений… «Что скрывается за этими определениями?» — этот вопрос волновал меня так же, как вопрос, кто скрывается за дверью квартиры в Софии, перед которой я стою, нажав кнопку звонка.
Далее…
29 января 2009 / Комментариев нет / Концерт, Личности
Осенью 2008 г. в Рахманиновском зале состоялся концерт, приуроченный к 70-летию американского композитора Джона Эпплтона, большого поклонника русской музыки и наших отечественных музыкантов. Творческая связь Московской консерватории и Д. Эпплтона, которого считают пионером электронной музыки, создателем разножанровых произведений для электронных инструментов, развивается и крепнет на протяжении многих лет. Но самой сильной точкой притяжения для американского композитора являются выдающиеся русские исполнители классической музыки, и прежде всего – народная артистка России профессор Ю. А. Туркина. Ее по праву можно назвать главным концертантом музыки Д. Эпплтона: в ее исполнении прозвучали трехчастная соната для скрипки и фортепиано (2007), четырехчастная соната для виолончели и фортепиано (2005), два концерта для фортепиано с оркестром, один из которых – «Большой концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и камерного оркестра» (2008) – сочинен для Юлии Андреевны и по ее заказу. 16 октября состоялась его мировая премьера.
Далее…