Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Интервью с Людгером Ломанном //

3 марта 2009 / Личности

С 18 по 30 марта 2009 года в Московской консерватории пройдет IX Московский международный органный фестиваль. Он откроется мастер-классами и органным концертом в Малом зале консерватории доктора, профессора Людгера Ломанна (Ludger Lohmann, Штутгарт). В преддверии его приезда в Москву, с господином Ломанном об органной музыке и тенденциях современного органного исполнительства побеседовал Константин Волостнов.

Господин Ломанн, Вы часто принимаете участие в работе жюри самых престижных и крупных международных органных конкурсов. Что Вы можете сказать о современном органном исполнительстве?
Можно выделить два пути исполнения. Первый — когда музыкальные идеи становятся максимально естественными. Здесь важно попытаться понять, что автор хотел выразить своей музыкой, постоянно соответствовать его музыкальным идеям и постараться быть интерпретатором этих идей. А второй путь, который становится сейчас, к сожалению, всё более популярным — исполнять не то, что хотел автор, а себя.
Но плохо ли это?

Я не верю в правильность этого пути: вы берёте сочинение, написанное определённым композитором в определённое время, а играете себя. Не думаю, что использовать сочинение, например, для того, чтобы показать вашу технику, — это очень хорошо. Но подобный путь становится очень распространённым среди молодых музыкантов, ведь музыкальный рынок сегодня чрезвычайно сложен, нужно находить свою собственную нишу, приходя к необходимости демонстрировать то, что только вы можете делать на сцене.

Но нельзя использовать музыку только для того, чтобы показать, кем вы являетесь. Но, конечно, когда вы берёте сочинение и стараетесь максимально приблизиться к задачам, вложенным самим автором, ваш собственный исполнительский стиль проникает в музыку, ведь вы должны понять эмоциональный строй композиции, и это происходит уже внутри вас.

Каким Вы видите дальнейший путь развития, будущее органного исполнительства?
Довольно-таки тяжело ответить на этот вопрос. Думаю, что в тех странах, где органная музыка не связана с церковью, она всё ещё может творчески развиваться. Это относится, конечно же, к России, к азиатским странам и отчасти к Соединённым Штатам. Маловероятно, что серьёзный прогресс возможен в Европе. Конечно, вы можете побывать на органных концертах, в которых применяются какие-либо новые решения, например видеоряд, но я не могу сказать, что это действительно прогресс для органной музыки. Если вспомнить европейские органные концерты 30-40 лет назад, то понятно, что во многих аспектах орган тогда был интереснее, нежели сегодня. Тогда писали действительно авангардную музыку для органа — к примеру, Лигети. Тогда орган был частью современного искусства, он был авангарден. Чего нельзя сказать о сегодняшнем дне, и это, конечно, не прибавляет мне оптимизма в отношении Европы. Но я хочу надеяться, что ошибаюсь.
Современное органостроительство, что Вы думаете о нём? Какие Вы находите в нём отрицательные и положительные стороны?

Я бы не сказал, что вижу серьёзные отрицательные стороны; правда, я не говорю о случаях, когда люди просто «делают дешёвый бизнес». В целом хорошие органостроители идут по пути достижения максимального качества ручной работой, и это хороший знак. Что касается стилистики инструментов, то сейчас можно получить результат лучший, чем прежде. Сегодня по-прежнему оправдано изготовление копий исторических инструментов, и не только в стиле эпохи барокко, но и таких как, например, Кавайе-Колль. Но уже есть достаточно подобных образцов, и вопрос изготовления копий уже не так важен, как 20-30 лет назад. Сегодня для многих церквей, я думаю, уже не имеет смысла ставить инструменты, например, в старом итальянском стиле.

Что касается другого направления, когда в концертных залах строятся инструменты всё более и более огромные, всё с большими возможностями, всё более и более эклектичные, когда присутствуют, к примеру, французский Recit, английский Solo-верк с регистрами высокого давления: конечно, замечательно иметь всё это в зале, но мы рискуем потерять цельность инструмента, очень важную в органостроении. Я видел органный проект, в котором было три мануала с классической механической трактурой, потом в него добавили английский Solo, который в таком случае должен быть с электрической трактурой, иначе было бы очень тяжело играть. И вот тогда орган превращается в большой базар всевозможных стилей; конечно, органисту на нём подчас довольно интересно играть, но это опять приводит к потере цельности и нарушает естественный путь развития, когда органостроение каждой эпохи имело собственное, очень ясное стилистическое лицо. Собирание всех стилей вместе вряд ли создаст успешный проект.

Хорошо, есть немецкий стиль органостроения, есть французский, а как быть с органостроением в России?
Считаю, что стоит по-прежнему сфокусироваться на том или ином стиле. Вот, например, орган Флентропа в Казани — это достаточно большой современный инструмент, который имеет своё собственное стилистическое лицо. Однако на нём не сыграть позднюю английскую романтику, поскольку у него нет английской Tuba, но обязательно ли это играть именно там?
Какие инструменты Вы предпочитаете, на каких органах Вам более всего доставляет удовольствие давать концерты?
Это по большей части старые инструменты. Органы в Болоньи в церкви Сан-Петронио и Сан-Мартино. Если говорить о французском барокко, то это орган в Пуатье. Из французских симфонических органов — конечно, инструмент в Парижской церкви Сент-Сульпис. В Германии — орган Хильдебрандта в Наумбурге, органы Шнитгера, также какие-то инструменты на юге Германии, например, в Вайнгартене… Сложнее говорить о современных органах, поскольку трудно определить, какой тип эклектического органа для меня лучше. Есть инструменты, которые я предпочитаю другим, но какой-то конкретно выделить очень сложно.
Вы приедете в Россию не в первый раз, но впервые Вы дадите концерт и мастер-классы в Московской консерватории. Что Вы ожидаете от этого приезда и от контакта с органной школой Московской консерватории?

Сперва я хотел бы ответить на этот вопрос более обобщенно и сказать о российской публике. В России очень музыкальная чуткая аудитория, на концертах всегда много слушателей, все это делает здесь выступление очень приятным. В Москве, конечно, я ожидаю публику, состоящую из большего числа людей хорошо разбирающихся в органном искусстве, может быть, больше слушателей из числа органистов и студентов, обучающихся на органе. И в этой связи положение играющего профессора несколько сложное. Когда вы, будучи студентом, слушаете исполнение, вам бывает очень тяжело отвлечься от собственных представлений о том, как оно должно звучать, очень тяжело не сравнивать со слуховыми ощущениями от своей игры. Я помню это и по себе — в студенческие годы, слушая кого-то, я часто находил, что это плохо. Это я знаю и по своим ученикам, когда, в силу возраста, слушая, они далеко не всегда могут реально оценить то, что происходит на сцене, не всегда могут понять, почему музыкант делает что-то иначе, очень быстро становятся критичными и говорят: «это плохо, поскольку я сам делаю это по-другому». Такая ситуация часто возникает, когда играешь для студенческой органной аудитории. Конечно, в Москве аудитория не будет состоять только из студентов, но, тем не менее, я полагаю, ситуация будет весьма отлична от той, в которой мне приходилось играть в России ранее.

Если говорить об ожиданиях от общения на мастер-классах, то, уверен, это будет очень интересно. Я уже неоднократно давал мастер-классы в России, и каждый раз это был замечательный опыт творческого общения. На российских мастер-классах студенты очень часто играют на хорошем уровне, иногда на очень хорошем уровне. Они очень музыкальны, не абсолютно все, но в России в гораздо большей степени, нежели в других местах, где проводятся мастер-классы. В России много молодых музыкантов, которые открыты новым идеям. Сейчас здесь гораздо больше студентов, знающих традиции исторического исполнительства, приезжая с мастер-классами, вы уже не столкнётесь с людьми, которые не имеют корректных идей в отношении исполнения барочной музыки. Но главное — это, конечно, готовность молодых российских музыкантов постигать новое.

Беседовал К. Волостнов

Откликнуться