Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).
С 5 по 15 сентября 2008 года в Московской консерватории состоялся Первый международный конкурс органистов имени А. Ф. Гедике. Жюри: Наталия Гуреева-Ведерникова (Россия, председатель), Эрве Дезарбр (Франция), Ян Куррор (Великобритания), Марио Дуэлла (Италия), Йоханн Труммер (Австрия), Рубин Абдуллин (Россия), Любовь Шишханова (Россия), Роман Леденёв (Россия).
Лауреатами и дипломантами конкурса стали: Константин Волостнов (1-я премия), Тарас Багинец (Украина, 2-я премия) и Юлия Юферева (3-я премия). Дипломы достались Наталии Ужви и Ольге Персиц. Своими впечатлениями и пожеланиями мы попросили поделиться участников конкурса и тех, кто был с ним непосредственно связан.
Марио Дуэлла (зав. кафедрой в «Scoula Media» в Тривере, органист и руководитель хора в приходской церкви Портулы, консультант-реставратор исторических органов):
Я весьма впечатлён конкурсом и органами в Московской консерватории, особенно инструментом Кавайе-Коля в Большом зале, а также русской публикой, которая, как я увидел, горячо любит органную музыку. У вас много хороших органистов, играющих различный репертуар, от Барокко до новой музыки. Я не ожидал, что в Москве такой высокий уровень исполнителей и педагогов.
«Мы — танеевцы!» Такое гордое утверждение все чаще можно услышать в Калуге — и в музыкальном колледже, с 1997 года носящего имя великого русского композитора, и просто во властных коридорах и губернаторских кабинетах. Невероятно, но факт: началом «танеевской эпохи» старинного русского города на Оке послужил Конкурс камерных ансамблей имени С. И. Танеева.
Основанный в 1996 году, конкурс проводится раз в три года. И всегда в Калуге. Нынешней осенью — уже в пятый раз в статусе Третьего международного (первые два были открытыми российскими). В свое время идея создания камерно-ансамблевого конкурса, причем первого в России, родилась в Московской консерватории и принадлежала Т. А. Гайдамович. Поддержанная соратниками — тогда в инициативную группу вошли также Т. А. Алиханов, И. М. Анастасьева, А. З. Бондурянский и Г. А. Федоренко — она осуществилась 12 лет назад.
С 5 по 15 сентября в Московской консерватории прошел Первый международный конкурс органистов имени А. Ф. Гедике, который многие ждали с большим интересом. Конкурс не зря получил имя Александра Федоровича Гедике — выдающегося органиста, пианиста, композитора, профессора Московской консерватории. Прошлый год был ознаменован двойным юбилеем — 130-летием со дня рождения музыканта и 50-летием со дня его кончины. Именно поэтому организаторы конкурса во главе с его инициатором и вдохновителем, председателем жюри, зав. кафедрой органа и клавесина проф. Н. Н. Гуреевой включили в программу наряду с традиционным органным репертуаром сочинения русских классиков: самого Александра Федоровича, А. Глазунова, а также наших современников — композиторов Московской консерватории. «Диптих» Р. Леденева (члена жюри), написанный специально для конкурса за 2 недели, был обязательным произведением третьего тура. Сочинения Ю. Буцко, Д. Дианова и И. Дубковой, прозвучавшие на втором туре, произвели большое впечатление, особенно на зарубежных членов жюри, отметивших, что на Западе современную русскую органную музыку знают достаточно мало.
Московская консерватория (а также музыкальная школа № 16 имени Я. Флиера) разными творческими актами отметили 95-летие со дня рождения выдающегося музыканта, исполнителя и педагога Якова Владимировича Флиера. Череда художественных приношений продолжится и в 2008 году: с 1 по 6 апреля на родине пианиста, в городе Орехово-Зуево Московской области, состоится Третий Всероссийский конкурс юных пианистов имени Якова Флиера.
Первые два конкурса, которые проводились, соответственно, в 2002 и 2005 годах, стали для многих учащихся детских школ стартовой площадкой.
Такое название получил необыкновенный концерт, состоявшийся в этом сезоне в БЗК. Он подвел итоги российско-испанскому конкурсу на лучшее сочинение для гитары с оркестром.
Идея подобного проекта зародилась почти 4 года назад во время мастер-класса проф. Т. А. Чудовой в Гранадской консерватории имени М. де Фальи. На заключительном концерте в Испании присутствовали местные дирижеры, профессора, гитаристы, выразившие горячее желание обогатить музыкальную культуру страны созданием новых сочинений для гитары и симфонического оркестра.
4 февраля торжественно завершился IV Международный конкурс имени А. Н. Скрябина. С 26 января в Малом и Большом залах Московской консерватории шло напряженное соревнование, которое оценивало престижное международное жюри во главе с Президентом Международного Скрябинского общества, профессором Московской консерватории М. С. Воскресенским. Победителем стал студент Московской консерватории Георгий Войлочников (класс доц. С. И. Иголинского), вторую премию жюри присудило выпускнику МГК Алексею Чернову (класс проф. Н. В. Трулль). По завершении волнующего творческого события Председатель жюри любезно ответил на вопросы нашего корреспондента:
Говоря о ладовой системе Гийома Дюфаи (1400-1465), мы переносимся в эпоху модальной гармонии Ренессанса, когда в ладовой системе неповторимым образом соединялись закономерности линейно-монодического ладового мышления и реально звучащей многоголосной гармонии. Очевидно, что лад в мессе Дюфаи следует определять, пользуясь хорошо известной системой восьми (или впоследствии двенадцати) модальных ладов средневековья и Ренессанса. Исходя из этого, констатируем, что месса «Caput» написана в ладу соль миксолидийском: генеральная каденция каждой части приводит к финалису с основным тоном соль; при отсутствии ключевых знаков это и означает соль миксолидийский (он же VII тон — о некоторых достаточно тонких различиях понятий лад и тон см. далее). В связи со сказанным заметим, что предмет нашего рассмотрения — не система ладов в целом, не ее мы изучаем на примере произведения, где есть только один названный выше лад, — но то, как этот лад конкретно проявляет себя в форме, как он в этой форме раскрывается и какие гармонические структуры, сменяющие друг друга такт за тактом, стоят за понятием «соль миксолидийский», когда в нем пишет автор XV века.