Рецензии
12 июня 2009 / Комментариев нет / Концерт
Три клапана трубы,
Что нас объединяют, —
Бесценный дар судьбы,
Души диапазон!
В. Марголин
В. А. Новиков. Фото А. А. Паршина
Для современных зарубежных трубачей давно стало нормой регулярное использование видовых инструментов в различных строях — как в сольной, так и в оркестровой практике. В программы конкурсов включаются старинные концерты с обязательным исполнением на видовых инструментах. В России подобная практика, обучение которой не является обязательным, появилась совсем недавно. Ее энтузиастом, активно способствующим введению в учебный процесс труб разных строев, стал профессор В. А. Новиков.
Далее…
21 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт
Для тех, кто следит за течением музыкальных событий, два вечера, прошедших в Большом зале 30 ноября и 15 января нынешнего сезона, могут предстать символом единого замысла. Главной творческой фигурой ноябрьского вечера стал скрипач Пинхас Цукерман в церемонии презентации возрожденной скрипки Гварнери дель Джезу. Январский вечер принадлежал пианисту Даниэлю Баренбойму, воплотившему мечту о единстве людей разных культурных традиций. Оба Мастера неоднократно создавали «звучащие полотна» в совместном музицировании, одно из них — Три сонаты для скрипки и фортепиано Й. Брамса. Но в эти дни они предстали перед нами прежде всего носителями высоких идей.
«Удивление — начало мудрости» — гласит пословица древних греков. Но что как ни мудрость является основой и культуры Древнего Востока? Неудивительно, что стихотворный цикл Гете «Западно-восточный диван» стал прообразом идеи будущего «West-Eastern Divan». Именно так называется созданный в 1999 году в Веймаре по инициативе Даниэля Баренбойма и Эдварда Саида (палестинского литератора) оркестр, который 15 января был впервые представлен российской публике фондом «Музыкальный олимп». Молодых музыкантов из Израиля, Палестины, Сирии, Иордании, Египта и государств Европейского содружества возрастом от 13-ти до 26-ти лет объединила идея «борьбы за мир с помощью музыки».
Любой эпохе присущи отшлифованные временем традиции…
16 апреля 2009 / Комментариев нет / CD и DVD
Пожалуй, одним из самых загадочных коллективов в современном направлении готик-рок является группа «Redemption (Bound)», существующая уже больше десяти лет. Как любой уважающий себя коллектив готик-рока, она длительное время полноценно занималась концертной деятельностью и, заработав себе культовый статус, перешла к выпуску первого альбома «Home (again)», который относительно недавно вышел в свет (лейбл Shadowplay Release).
Почти все музыкальные композиции «Redemption (Bound)», как в альбоме «Home (again)», так и в других выступлениях группы, можно свести к одним общим структурным принципам. Вся исполняемая программа создана как бы по единому клише — единой схеме, на которую нанизывается разный текст. К примеру, масштаб произведений слишком велик и несколько затянут, в результате чего полностью распадается форма, а к этому прибавляются медленный темп и стандартные слащавые хоральные припевы. Естественно, что такое музыкальное наполнение чересчур однообразно даже для ортодоксального готик-рока. Зато тексты, многословные, глубоко осмысленные и поэтичные, с отличной рифмой — одни из лучших, что есть в данном направлении, даже несмотря на обыденность очерченных тем.
Далее…
15 апреля 2009 / Комментариев нет / Опера
«Валькирия» на сцене Мариинского театра звучит без малого девятый год. За время существования полной постановки тетралогии в Мариинке эта опера ни разу не давалась отдельно от всего цикла и всегда звучала в Петербурге только на летнем фестивале «Звезды Белых ночей». Наконец, в этом году «Кольцо нибелунга» вошло в репертуарный план театра (в отдельный вагнеровский абонемент), его части исполняются с интервалом в один-два месяца в самом начале нового, 226-го сезона.
Публика увидела спектакль в уже привычном сценическом облике, «свежую струю» в который добавили дебюты молодых солистов. Но не их игра стала главной приятной неожиданностью. Общая атмосфера вечера и настроение зала были необычны. Отсутствовал типичный для фестивальных показов «Кольца» дух помпезности и официоза. Аудитория, кажется, не ожидала ничего исключительного, но была настроена на музыку. А, как показывает практика, если слушатель, придя в Мариинский театр, не рассчитывает стать свидетелем чего-то выдающегося, то, уходя, с удовольствием признает, что заблуждался. Данная «Валькирия» вписалась в эту закономерность.
Был собран сильный исполнительский состав…
10 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт
Выступления студентов московских музыкальных вузов в Кишиневе, столь далеком от российской столицы, уже становятся традицией. Уровень образования в кишиневских ССМШ очень высок, и многие воспитанники музыкальных школ с успехом продолжают свое обучение в ведущих консерваториях мира, в том числе и в московской. Но, уезжая учиться за границу, молодые музыканты не забывают своих корней и часто дают концерты в родном городе. Так, 5 февраля в Органном зале состоялся сольный концерт аспиранта Московской консерватории, пианиста Александра Куликова. Его выступление стало настоящим событием для музыкантов-профессионалов и любителей музыки, которых в Кишиневе немало. Ведь, что ни говори, а исполнителей, приезжающих из Москвы, здесь можно услышать не часто. То есть концерт уже априори вызвал у публики огромный интерес.
Далее…
9 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт, Трибуна
Какая музыка сейчас наиболее востребована? Поп-музыка, рок-музыка, джаз, фолк? Побывав на одном концерте в Литературном Пушкинском музее, я с удивлением обнаружила, что необычайным спросом пользуется, как это ни странно, …хоровая духовная музыка. Кто бы подумал!!!
«Да как такое возможно?» — спросите вы и будете по-своему правы. Но что вы скажете на то, что с праздничного концерта, посвященного 400-летию основания Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, люди в буквальном смысле не хотели уходить? Лично я привыкла к ситуации, когда один за другим люди уходят из зала, в то время как артисты, стараясь этого не замечать, исполняют заключительные номера. Но в этот раз зал после трехчасового звучания музыки и уже нескольких бисов стоял и аплодировал уходящему за кулисы хору.
Полноценными «хитами» вечера были…
7 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт
Можно сказать определенно: в Москве наступил настоящий оркестровый бум. Двадцать три оркестра работают сейчас в столице — больше чем где-либо на Земном шаре. Но останавливаться на этом музыканты не собираются. В начале текущего сезона миру был представлен новый коллектив: Молодежный симфонический оркестр СНГ.
Еще совсем краткая история оркестра уже не обходится без разночтений и неясностей. Три города — Астана, Душанбе и Москва — соперничают за звание его родины. Вероятно, впервые идея оркестра «материализовалась» в ноябре прошлого года на форуме интеллигенции в Астане. Тогда молодежь выступала под руководством Фуата Мансурова. Нынешний коллектив, собранный в Москве, можно считать оркестром «второго созыва»; на этот раз его возглавил маститый Юрий Симонов. По итогам специально организованного конкурса, а отчасти и по личному выбору руководителей оркестра были отобраны 98 музыкантов из 12-ти стран СНГ. Оркестранты из Грузии не приехали; остальные были в сборе и в назначенный час заняли свои места на сцене Большого зала консерватории.
О музыке и политике…
24 марта 2009 / Комментариев нет / Опера
2 декабря 2008 года итальянскому композитору Джаккомо Пуччини исполнилось 150 лет. В ознаменование этого события на сценах главных музыкальных театров столицы — Большого и Театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — осуществляются постановки самых ярких и любимых публикой творений композитора, таких как «Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй». Включение в репертуар оперных «хитов» является залогом успеха: драматические ситуации сюжетов и восхитительная музыка Пуччини равно захватывающи как для любителей, так и для профессиональных музыкантов. Именно таким и предстал очередной спектакль «Тоски» на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 9 ноября (музыкальный руководитель и дирижер — народный артист России Вольф Горелик, режиссер-постановщик — Людмила Налетова).
Далее…
23 марта 2009 / Комментариев нет / Концерт, Музыка современности
Осенним вечером прошлого года в Концертном зале имени Н. Я. Мясковского состоялся концерт-открытие четвертого сезона Клуба молодых композиторов и исполнителей Москвы «Новые имена». Вечер собрал такое количество гостей — друзей, коллег, единомышленников и любителей современной академической музыки, что гостеприимный зал с трудом вместил всех желающих. И это неудивительно: ведь впервые за четырехлетнюю историю существования Клуба помимо молодых композиторов московской школы (студентов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных) в творческой встрече приняли участие их коллеги из города на Неве — студенты Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Настасья Хрущева и Роман Умаров.
Разнообразие звучавшей на концерте музыки было связано с яркостью и самобытностью творческих портретов авторов и интересными, подчас нетрадиционными инструментальными ансамблями. В Сонатине для флейты и фортепиано Настасьи Хрущевой возник оригинальный синтез музыкальных элементов эпохи Барокко, помещенных в современный контекст. В качестве конструктивной идеи Сонаты для скрипки и фортепиано Роман Умаров выбрал строй скрипки — звуки соль-ре-ля-ми явились своеобразным лейтмотивом всего сочинения.
Далее…
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вперед