Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Рецензии

«Три клапана трубы…» //

12 июня 2009 / Комментариев нет / Концерт

Три клапана трубы,
Что нас объединяют, —
Бесценный дар судьбы,
Души диапазон!

В. Марголин

В. А. Новиков. Фото А. А. Паршина
В. А. Новиков. Фото А. А. Паршина

Для современных зарубежных трубачей давно стало нормой регулярное использование видовых инструментов в различных строях — как в сольной, так и в оркестровой практике. В программы конкурсов включаются старинные концерты с обязательным исполнением на видовых инструментах. В России подобная практика, обучение которой не является обязательным, появилась совсем недавно. Ее энтузиастом, активно способствующим введению в учебный процесс труб разных строев, стал профессор В. А. Новиков.

Далее…

Звучание эпохи: Даниэль Баренбойм //

21 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт

Для тех, кто следит за течением музыкальных событий, два вечера, прошедших в Большом зале 30 ноября и 15 января нынешнего сезона, могут предстать символом единого замысла. Главной творческой фигурой ноябрьского вечера стал скрипач Пинхас Цукерман в церемонии презентации возрожденной скрипки Гварнери дель Джезу. Январский вечер принадлежал пианисту Даниэлю Баренбойму, воплотившему мечту о единстве людей разных культурных традиций. Оба Мастера неоднократно создавали «звучащие полотна» в совместном музицировании, одно из них — Три сонаты для скрипки и фортепиано Й. Брамса. Но в эти дни они предстали перед нами прежде всего носителями высоких идей.

«Удивление — начало мудрости» — гласит пословица древних греков. Но что как ни мудрость является основой и культуры Древнего Востока? Неудивительно, что стихотворный цикл Гете «Западно-восточный диван» стал прообразом идеи будущего «West-Eastern Divan». Именно так называется созданный в 1999 году в Веймаре по инициативе Даниэля Баренбойма и Эдварда Саида (палестинского литератора) оркестр, который 15 января был впервые представлен российской публике фондом «Музыкальный олимп». Молодых музыкантов из Израиля, Палестины, Сирии, Иордании, Египта и государств Европейского содружества возрастом от 13-ти до 26-ти лет объединила идея «борьбы за мир с помощью музыки».

Любой эпохе присущи отшлифованные временем традиции…

Чисто коммерческий проект //

16 апреля 2009 / Комментариев нет / CD и DVD

Redemption (Bound)Пожалуй, одним из самых загадочных коллективов в современном направлении готик-рок является группа «Redemption (Bound)», существующая уже больше десяти лет. Как любой уважающий себя коллектив готик-рока, она длительное время полноценно занималась концертной деятельностью и, заработав себе культовый статус, перешла к выпуску первого альбома «Home (again)», который относительно недавно вышел в свет (лейбл Shadowplay Release).

Почти все музыкальные композиции «Redemption (Bound)», как в альбоме «Home (again)», так и в других выступлениях группы, можно свести к одним общим структурным принципам. Вся исполняемая программа создана как бы по единому клише — единой схеме, на которую нанизывается разный текст. К примеру, масштаб произведений слишком велик и несколько затянут, в результате чего полностью распадается форма, а к этому прибавляются медленный темп и стандартные слащавые хоральные припевы. Естественно, что такое музыкальное наполнение чересчур однообразно даже для ортодоксального готик-рока. Зато тексты, многословные, глубоко осмысленные и поэтичные, с отличной рифмой — одни из лучших, что есть в данном направлении, даже несмотря на обыденность очерченных тем.

Далее…

Огранка «Кольца» продолжается… //

15 апреля 2009 / Комментариев нет / Опера

Мариинский театр«Валькирия» на сцене Мариинского театра звучит без малого девятый год. За время существования полной постановки тетралогии в Мариинке эта опера ни разу не давалась отдельно от всего цикла и всегда звучала в Петербурге только на летнем фестивале «Звезды Белых ночей». Наконец, в этом году «Кольцо нибелунга» вошло в репертуарный план театра (в отдельный вагнеровский абонемент), его части исполняются с интервалом в один-два месяца в самом начале нового, 226-го сезона.

Публика увидела спектакль в уже привычном сценическом облике, «свежую струю» в который добавили дебюты молодых солистов. Но не их игра стала главной приятной неожиданностью. Общая атмосфера вечера и настроение зала были необычны. Отсутствовал типичный для фестивальных показов «Кольца» дух помпезности и официоза. Аудитория, кажется, не ожидала ничего исключительного, но была настроена на музыку. А, как показывает практика, если слушатель, придя в Мариинский театр, не рассчитывает стать свидетелем чего-то выдающегося, то, уходя, с удовольствием признает, что заблуждался. Данная «Валькирия» вписалась в эту закономерность.

Был собран сильный исполнительский состав…

В зале царила радость //

10 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт

Выступления студентов московских музыкальных вузов в Кишиневе, столь далеком от российской столицы, уже становятся традицией. Уровень образования в кишиневских ССМШ очень высок, и многие воспитанники музыкальных школ с успехом продолжают свое обучение в ведущих консерваториях мира, в том числе и в московской. Но, уезжая учиться за границу, молодые музыканты не забывают своих корней и часто дают концерты в родном городе. Так, 5 февраля в Органном зале состоялся сольный концерт аспиранта Московской консерватории, пианиста Александра Куликова. Его выступление стало настоящим событием для музыкантов-профессионалов и любителей музыки, которых в Кишиневе немало. Ведь, что ни говори, а исполнителей, приезжающих из Москвы, здесь можно услышать не часто. То есть концерт уже априори вызвал у публики огромный интерес.

Далее…

Духовная музыка — популярная музыка? //

9 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт, Трибуна

Какая музыка сейчас наиболее востребована? Поп-музыка, рок-музыка, джаз, фолк? Побывав на одном концерте в Литературном Пушкинском музее, я с удивлением обнаружила, что необычайным спросом пользуется, как это ни странно, …хоровая духовная музыка. Кто бы подумал!!!

«Да как такое возможно?» — спросите вы и будете по-своему правы. Но что вы скажете на то, что с праздничного концерта, посвященного 400-летию основания Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, люди в буквальном смысле не хотели уходить? Лично я привыкла к ситуации, когда один за другим люди уходят из зала, в то время как артисты, стараясь этого не замечать, исполняют заключительные номера. Но в этот раз зал после трехчасового звучания музыки и уже нескольких бисов стоял и аплодировал уходящему за кулисы хору.

Полноценными «хитами» вечера были…

Дружба народов за пультами //

7 апреля 2009 / Комментариев нет / Концерт

Молодежный симфонический оркестр СНГМожно сказать определенно: в Москве наступил настоящий оркестровый бум. Двадцать три оркестра работают сейчас в столице — больше чем где-либо на Земном шаре. Но останавливаться на этом музыканты не собираются. В начале текущего сезона миру был представлен новый коллектив: Молодежный симфонический оркестр СНГ.

Еще совсем краткая история оркестра уже не обходится без разночтений и неясностей. Три города — Астана, Душанбе и Москва — соперничают за звание его родины. Вероятно, впервые идея оркестра «материализовалась» в ноябре прошлого года на форуме интеллигенции в Астане. Тогда молодежь выступала под руководством Фуата Мансурова. Нынешний коллектив, собранный в Москве, можно считать оркестром «второго созыва»; на этот раз его возглавил маститый Юрий Симонов. По итогам специально организованного конкурса, а отчасти и по личному выбору руководителей оркестра были отобраны 98 музыкантов из 12-ти стран СНГ. Оркестранты из Грузии не приехали; остальные были в сборе и в назначенный час заняли свои места на сцене Большого зала консерватории.

О музыке и политике…

Оперный «хит» в трех цветах //

24 марта 2009 / Комментариев нет / Опера

2 декабря 2008 года итальянскому композитору Джаккомо Пуччини исполнилось 150 лет. В ознаменование этого события на сценах главных музыкальных театров столицы — Большого и Театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — осуществляются постановки самых ярких и любимых публикой творений композитора, таких как «Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй». Включение в репертуар оперных «хитов» является залогом успеха: драматические ситуации сюжетов и восхитительная музыка Пуччини равно захватывающи как для любителей, так и для профессиональных музыкантов. Именно таким и предстал очередной спектакль «Тоски» на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 9 ноября (музыкальный руководитель и дирижер — народный артист России Вольф Горелик, режиссер-постановщик — Людмила Налетова).

Далее…

Новые имена: клуб молодых композиторов //

23 марта 2009 / Комментариев нет / Концерт, Музыка современности

Осенним вечером прошлого года в Концертном зале имени Н. Я. Мясковского состоялся концерт-открытие четвертого сезона Клуба молодых композиторов и исполнителей Москвы «Новые имена». Вечер собрал такое количество гостей — друзей, коллег, единомышленников и любителей современной академической музыки, что гостеприимный зал с трудом вместил всех желающих. И это неудивительно: ведь впервые за четырехлетнюю историю существования Клуба помимо молодых композиторов московской школы (студентов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных) в творческой встрече приняли участие их коллеги из города на Неве — студенты Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Настасья Хрущева и Роман Умаров.

Разнообразие звучавшей на концерте музыки было связано с яркостью и самобытностью творческих портретов авторов и интересными, подчас нетрадиционными инструментальными ансамблями. В Сонатине для флейты и фортепиано Настасьи Хрущевой возник оригинальный синтез музыкальных элементов эпохи Барокко, помещенных в современный контекст. В качестве конструктивной идеи Сонаты для скрипки и фортепиано Роман Умаров выбрал строй скрипки — звуки соль-ре-ля-ми явились своеобразным лейтмотивом всего сочинения.

Далее…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед