Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Возрождение божественной «Экс-Вьетан» //

14 января 2009 / Концерт

Скрипка Экс-Вьетан
Скрипка Экс-Вьетан

Московскую публику трудно удивить, но иногда это случается. Текущий концертный сезон ознаменовался событием, которое запомнится надолго.

29 ноября 2008 г. в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт, посвященный итальянскому скрипичному мастеру Джузеппе Гварнери дель Джезу (1698-1744). 30 ноября в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылись «Декабрьские вечера», в этом году посвященные английскому живописцу и граверу Джозефу Маллорду Вильяму Тернеру (1775-1851). Оба вечера оказались связаны одной красивой музыкальной идеей: посвящение Мастерству, которое волнует нас и по сей день.

Все началось с приобретения россиянином М. Викторовым самой дорогой на сегодняшний день скрипки Гварнери дель Джезу. Инструмент 1741 года, на котором играл выдающийся бельгийский скрипач и главный солист русского императора Александра II Анри Вьетан, теперь носит имя «Экс-Вьетан». До 2008 года скрипка более ста лет находилась в частной коллекции. Ее новое появление в России вызвало огромный интерес.

Некоторые источники акцентируют внимание на ее стоимости в 7 миллионов долларов, видя в этом суть сенсации. Однако, сам нынешний обладатель скрипки «Экс-Вьетан» подходит к этому иначе: возрождение души прославленного инструмента начинается с возрождения ее звучания. Он доверяет это музыканту, которым восхищается и к которому испытывает высокое человеческое уважение.

На пресс-конференции, состоявшейся в Музее-квартире Святослава Рихтера за несколько часов до концерта в Большом зале, собрались педагоги и студенты Московской консерватории, деятели науки и искусства, представители СМИ. В центре внимания находились три главных действующих лица обоих музыкальных вечеров: директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина И. А. Антонова, всемирно известный скрипач и дирижер П. Цукерман и председатель Фонда инвестиционных программ М. Викторов.

Пинхас Цукерман играет на скрипке Экс-Вьетан
Пинхас Цукерман играет на скрипке Экс-Вьетан

Пинхас Цукерман — лауреат многих международных премий, в том числе обладатель двух «Грэмми». Он преподает в Нью-Йоркской Manhattan school of music, концертирует как солист-скрипач, солист-альтист и дирижер, с апреля 1998 года — музыкальный директор оркестра национального центра искусств Канады. Максим Викторов, нынешний владелец скрипки «Экс-Вьетан»— серьезный современный меценат в мире искусства, оказывающий в том числе поддержку молодым музыкантам, в частности, в организации конкурса имени Паганини в Москве.

Открывая пресс-конференцию, И. Антонова рассказала о зарождении идеи пригласить в Москву П. Цукермана с презентацией скрипки «Экс-Вьетан». Отвечая на вопросы, П. Цукерман говорил о творческом отношении к происходящему событию, о преемственности поколений. М. Викторов со своей стороны подчеркнул необходимость возвращения давних культурных традиций России и формирования новых. На вопрос — может ли это иметь значение для международного культурного сообщества, он ответил: «Безусловно. Все, что будет происходить сегодня и завтра вечером, — уникально. Это событие мирового масштаба». И действительно, происшедшее можно считать уникальным, а не просто сенсационным.

Особенность скрипок Гварнери заключается не только в их звучании, но и в этико-философском отношении Мастера к своему ремеслу. Начиная с 1731 года он стал помещать на свои инструменты монограмму IHS: «Jesus Hominem Salvator» (Иисус — Спаситель Человечества). Благодаря ей и появилось известное добавление к его имени: дель Джезу, выражающее суть философской позиции Мастера.

На вечере в Большом зале, посвященном Гварнери, звучали три его скрипки: «Душкин» (1742), «Изаи» (1740) и «Экс-Вьетан» (1741). Скрипка «Изаи», предоставленная П. Цукерману одним из фондов, прежде принадлежала двум поколениям виртуозов: Эжену Изаи, затем Исааку Стерну. На вопрос — почему в концерте присутствуют не одна, а три скрипки, маэстро с юмором отметил, что без нескольких скрипок такую программу сыграть невозможно, и добавил серьезно: «Это будет праздник искусства!» При этом скрипка «Экс-Вьетан» в руках П. Цукермана, удостоенного чести первым играть на ней после столетия ее молчания, стала королевой вечера.

В концерте в Большом зале принимал участие Королевский филармонический оркестр Великобритании под управлением П. Цукермана. Первое отделение открыла поэтичная «Серенада для струнного оркестра» английского композитора Э.  Элгара, где скрипка «Душкин» была в руках концертмейстера оркестра. Далее последовал Концерт для скрипки и виолончели B-dur А. Вивальди, в котором солировали П. Цукерман и Аманда Форсайт. Выдержанность стиля, сбалансированное звучание оркестра и солистов позволили почувствовать гармоничное сочетание тембров «Экс-Вьетан» и виолончели. Завершал отделение Концерт для двух скрипок d-moll И. С. Баха, в котором кроме маэстро участвовала его ученица Джессика Линненбах с «Изаи» в руках. Две скрипки великого мастера вели сосредоточенный и завораживающий диалог, их звуковая палитра вызвала глубокое эстетическое наслаждение зала.

Однако кульминацией вечера стал исполненный во втором отделении Скрипичный концерт Бетховена, где дирижер и солист были представлены в одном лице. Известно, что это произведение занимает особое место в скрипичной литературе, требуя от исполнителя серьезной художественной концепции. В этот вечер концерт звучал величественно и цельно, по сути став церемонией введения «Экс-Вьетан» в ее новую эпоху. Наполненный до отказа зал рукоплескал оркестру и солисту, который подарил на бис всем присутствующим и божественному инструменту в его руках «Песню любви» Э. Элгара.

Концерт в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывал 28-й фестиваль знаменитых «Декабрьских вечеров». В основе нынешнего фестиваля — выставка работ Джозефа Маллорда Вильяма Тернера, любезно предоставленная Пушкинскому музею галереей Тейт (Великобритания). В экспозицию вошло более ста произведений (40 картин, 70 акварелей и 2 гравюры). Как явствует из аннотации, Тернер — «английский живописец и гравер <…> был членом Королевской академии художеств, преподавателем живописи. <…> Значительную часть своего состояния Тернер завещал на благотворительность, а все непроданные картины — Лондонской Национальной Галерее». Все это обусловило большой интерес публики, пришедшей заранее и сосредоточенно рассматривавшей художественную экспозицию.

Cпецифика «Декабрьских вечеров» заключается в неповторимом сочетании видимого и слышимого, определяя выбор жанра исполняемой музыки. В этот вечер мы слышали скрипку «Экс-Вьетан» в новом окружении. В программе концерта значились «Шесть простых произведений для скрипки и фортепиано» Э. Элгара — дань уважения и приветствие английскому живописцу, Альтовый квинтет Es-dur А. Дворжака и Квинтет G-dur ор. 111 И. Брамса. Они прозвучали в исполнении ансамбля «The Zuckerman Players» строго и благородно.

Современный человек, как и живший много столетий назад, стремится к радости — лучшей из жизнетворных эмоций. На мой вопрос обладателю божественной «Экс-Вьетан» — каковы его планы относительно будущей творческой жизни инструмента, он ответил, что уже размышляет об этом. Мы не знаем, когда и где «Экс-Вьетан» зазвучит вновь, но хочется надеяться, что его планы совпадут с нашими желаниями и что этот праздник повторится.

Хелена Полтавски,
слушатель курса музыкальной журналистики и критики
Иностранный факультет

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», декабрь 2008

В публикации использованы фотографии с сайтов www.thegoodlife.ru и www.mult-kor.hu.

Откликнуться