Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Дружба народов за пультами //

7 апреля 2009 / Концерт

Молодежный симфонический оркестр СНГМожно сказать определенно: в Москве наступил настоящий оркестровый бум. Двадцать три оркестра работают сейчас в столице — больше чем где-либо на Земном шаре. Но останавливаться на этом музыканты не собираются. В начале текущего сезона миру был представлен новый коллектив: Молодежный симфонический оркестр СНГ.

Еще совсем краткая история оркестра уже не обходится без разночтений и неясностей. Три города — Астана, Душанбе и Москва — соперничают за звание его родины. Вероятно, впервые идея оркестра «материализовалась» в ноябре прошлого года на форуме интеллигенции в Астане. Тогда молодежь выступала под руководством Фуата Мансурова. Нынешний коллектив, собранный в Москве, можно считать оркестром «второго созыва»; на этот раз его возглавил маститый Юрий Симонов. По итогам специально организованного конкурса, а отчасти и по личному выбору руководителей оркестра были отобраны 98 музыкантов из 12-ти стран СНГ. Оркестранты из Грузии не приехали; остальные были в сборе и в назначенный час заняли свои места на сцене Большого зала консерватории.

Афиша премьерного концерта состояла исключительно из произведений известных и легко воспринимаемых публикой. Дирижер разумно решил для начала обойтись без симфоний: череда одночастных увертюр Бетховена, Вагнера, Россини и Верди и вальс «На прекрасном голубом Дунае» Штрауса были дополнены Вторым концертом Рахманинова (солировал Вячеслав Грязнов). Разумеется, реакция публики была предсказуема: наибольший всплеск эмоций пришелся на фортепианный концерт. На самом же деле рахманиновский шедевр оказался как раз не самым сильным местом программы. В очередной раз можно было убедиться, сколь многого он требует от оркестрантов: какой мощи, собранности в драматических фрагментах и какой личностной зрелости в лирических эпизодах. Самым удачным номером программы оказался, как ни странно, «Эгмонт» Бетховена, увертюра из школьных учебников, которую даже в посредственном исполнении можно услышать нечасто. В этом не менее трудном для оркестрантов сочинении коллективу удалось быть единым, энергичным и красочным; активная, напряженная работа Юрия Симонова над «Эгмонтом» не оставляла сомнений в том, что успех в данном случае был его заслугой.

Репортаж «Молодость симфонии». Телеканал «Культура», 15.09.2008

Молодежный оркестр СНГ доказывает: советские традиции возвращаются на глазах. Впрочем, без прежних бюрократических помех. Например, никто не отслеживал, чтобы представителей разных стран было поровну. Но, как и в былые времена, оркестр поехал в обязательное турне по бывшим союзным республикам. Репертуар гастролей тоже подобран в советских традициях: помимо европейской и русской классики в него включены такие пьесы, как «Молодость Таджикистана» Хикматова и «Симфонический кюй» Рахмадиева.

В последние годы классическая музыка все активнее вмешивается в политику. Концерт Валерия Гергиева в Цхинвали стал главной темой новостей по всей планете. Арабо-израильский оркестр Даниэля Баренбойма, где вместе играют палестинцы и израильяне, выступал по обеим сторонам военных кордонов. Не секрет, что и молодежный оркестр СНГ призван скрепить Содружество в не самые легкие его времена.

Оркестр, как известно, — модель общества. Здесь то же сотрудничество и то же соперничество в достижении своих целей. Здесь похожие проблемы: фальшивая нота тромбона в концертном зале равносильна теракту. И все-таки устройство оркестра остается лишь утопией, недостижимой, да и неактуальной в современном обществе. Хороший оркестр — это абсолютная монархия; диктатура дирижерской палочки здесь превыше всего. Впрочем, это не помешало оркестрантам Содружества вести свои политические игры. Когда коллектив приезжал в очередную столицу, представитель этого города садился на почетное место концертмейстера группы. В следующем городе он уступал место другому.

Громкое имя обеспечило оркестру СНГ внимание всех телеканалов и государственных мужей; но, в конце концов, оркестр хорош не тем, как его назвать, а тем, как он играет. И главное, что удалось Юрию Симонову и музыкантам за восемь дней репетиций, — слепить единый музыкальный организм, способный звучать по-настоящему.

Ярослав Тимофеев,
студент IV курса ИТФ
Опубликовано в газете «Трибуна молодого журналиста», март 2009

Использовано фото Первого канала

В Большом зале консерватории дебютировал Молодежный симфонический оркестр стран СНГ
Ссылка: http://rg.ru/2008/09/15/orkestr.html

Откликнуться