Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Musica theorica 9

Неизвестные страницы истории новой венской школы. Фриц Хайнрих Кляйн: додекафония и тональность //

19 декабря 2008 / Один комментарий / Musica theorica 9

mt9Имя Фрица Хайнриха Кляйна (1892-1977) мало известно не только в России, но и в самой Австрии. Однако это — один из учеников двух величайших композиторов нововенской школы — Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. В истории музыки ХХ века он остался одним из композиторов, причастных к началу возникновения додекафонии.

После смерти Ф. Х. Кляйна все письма и документы, связанные с ним, были собраны Гюнтером Хофштеттером — сыном композитора Иго Хофштеттера — ученика Кляйна. Собственно, мемуары Кляйна «Мой художественный путь», а также неопубликованная монография Иго Хофштеттера представляют собой единственные материалы, по которым можно судить о значительной роли этого человека в развитии австрийской музыки.

Далее…

Плотность как параметр романтической гармонии (на примере вступлений к операм Вагнера «Лоэнгрин» и «Золото Рейна») //

21 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 9

mt9Заглавие работы может вызвать вопрос: «Плотность и музыка? Какая связь?» И действительно, слово плотность на первый взгляд кажется каким-то немузыкальным, заставляя вспомнить курс физики средней школы.

Но это — только первое впечатление. В музыкальной теории этот термин употребляется, хотя официально теоретически он закреплен только во второй половине XX века. Понятие плотности отсутствует в Музыкальной энциклопедии, и найти его можно только в научных теоретических работах.

Следует заметить, что слово это возникает обычно в связи с музыкой XX века и, более конкретно, с понятиями сонорика и колористика, то есть в принципе является колористическим параметром.

Далее…

Модальная хроматика на рубеже XVI-XVII веков //

14 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 9

mt9История европейской хроматики восходит к античной теории интервальных родов. Однако важнейшим этапом практического освоения хроматического рода была эпоха модальной гармонии эпохи конца Ренессанса и начала Нового времени. Хотя существуют образцы модальной хроматики, относящиеся к XIV веку, ее расцвет приходится на середину XVI — начало XVII веков. После Маркетто из Падуи (XIV в.), впервые в европейской теории рассмотревшего хроматические звукоотношения, в качестве апологета хроматики выступил Н. Вичентино. В его трактате «L’antica ridotta alla moderna prattica» («Древняя музыка, приведенная к современной практике», 1555) теоретически обосновывается использование двух видов хроматических тем; одна из них известна под названием passus duriusculus, вторая представляет собой заимствованный из античной теории тетрахорд в хроматическом интервальном роде. Использование последнего продемонстрировано содержащимся в трактате музыкальным «Образцом хроматического рода» («Essempio del genere cromatico»).

Далее…

«Investigator Guido…»? Судьба учения Гвидо Аретинского о сольмизации в средневековой научной традиции //

10 ноября 2008 / Один комментарий / Musica theorica 9

mt9Эпиграфом к нашей работе может служить стихотворение ученого музыканта XV века Иоанна Голландского, посвященное музыке и знаменитым музыкантам.

 

Pitagoras reperit, transfert Boethius ipse. Пифагор изобрел, на латынь перевел Боэций,
Investigator Guido fuit ipse tonorum. Изобретатель Гвидо церковные тоны составил,
Jubal epilogum modulaminis ipse registrat. Музыку обобщил и подвел итог Иувал,
Subtiliter normas fertur posuisse Johannes. Правила тонко, искусно установил Иоанн,
Ordinat ac supplet Gregorius Ambrosiusque. В порядок Амвросий привел, а Григорий дополнил.

Далее…

Игорь Кефалиди о своем Vogelperspektive и некоторых вопросах электронной композиции //

7 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 9

mt9Последние лет 15 меня всё больше и больше увлекают перспективы, открывшиеся в результате заметного расширения привычных звуковых объектов за счет новых электронных источников звука, а также фантастических возможностей современных вычислительных машин, доступных сейчас практически каждому из нас. Хотелось бы еще отметить и подчеркнуть то, что Музыка сегодня, на мой взгляд, сохраняя все свои завоевания, получила новые очень мощные и необычайно разнообразные аналитические и композиционные средства, позволяющие теперь заметить нечто скрытое и недоступное раньше.

Далее…

Модальность до григорианики (некоторые аспекты проблемы) //

2 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 9

mt9Изучение ладовой природы западного хорала догригорианского периода представляет большой интерес и в то же время огромную сложность. Во-первых, это обусловлено спецификой самой исторической эпохи, не оставившей нам достаточного количества собственно музыкальных памятников. Другая сложность касается малочисленности отечественных исследований по этой проблеме. Григорианский (и «догригорианский») хорал — культура западная, источники, в основном, находятся за рубежом. Это причина, по которой западная медиевистика, изучающая этот период, далеко ушла вперед по сравнению с отечественной.

Следует также заметить, что до недавнего времени григорианский хорал и его ладовая система изучались у нас в целом, как бы обобщенно, без детализации устного и письменного периодов в развитии хорала, а вернее, на основе данных преимущественно периода письменного. Цель данной статьи — привлечь внимание к так называемому «догригорианскому» периоду.

Далее…

Гармония освобожденного звука: Эдгар Варез //

2 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 9

mt9Эпоха, которой принадлежит творчество Эдгара Вареза, отделена от нас уже довольно значительным временным промежутком. Несмотря на это, он до сих пор остается «темной лошадкой» для абсолютного большинства музыкантов (по крайней мере, в России); широкой же публике он практически неизвестен. В лучшем случае представление о нем ограничивается тем, что он то ли француз, то ли американец, авангардист, написавший странное произведение со странным названием «Ионизация»…

Причины такого положения — и в самой музыке Вареза, одинаково трудной как для восприятия (особенно неподготовленным слушателем), так и для исполнения, и в отсутствии доступных публикаций об этом композиторе, из-за чего представление о его творчестве часто ограничивается неопределенными впечатлениями от единичных прослушиваний некоторых произведений.

Далее…