Musica theorica 7
1 июня 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7
Своеобразие русской культуры коренится в ее глубочайшей религиозности. Ф. М. Достоевский считал, что понять русского человека можно только, поняв веру православную. В ХХ веке, несмотря на более чем семидесятилетний запрет, духовная жизнь в России продолжала развиваться. Известный философ русской эмиграции Н. А. Бердяев писал: «Христианское мессианское сознание может быть лишь сознанием того, что в наступающую мировую эпоху Россия призвана сказать свое новое слово миру, как сказал его уже мир латинский и мир германский <…> В христианской истории нет одного избранного народа Божьего, но разные народы в разное время избираются для великой миссии, для откровений духа. В России давно уже нарождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда она будет призвана для великих откровений духа, когда центр мировой духовной жизни будет в ней».
Бердяев Н. А. Судьба России. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 25.
Далее…
28 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7
Говоря о ладовой системе Гийома Дюфаи (1400-1465), мы переносимся в эпоху модальной гармонии Ренессанса, когда в ладовой системе неповторимым образом соединялись закономерности линейно-монодического ладового мышления и реально звучащей многоголосной гармонии. Очевидно, что лад в мессе Дюфаи следует определять, пользуясь хорошо известной системой восьми (или впоследствии двенадцати) модальных ладов средневековья и Ренессанса. Исходя из этого, констатируем, что месса «Caput» написана в ладу соль миксолидийском: генеральная каденция каждой части приводит к финалису с основным тоном соль; при отсутствии ключевых знаков это и означает соль миксолидийский (он же VII тон — о некоторых достаточно тонких различиях понятий лад и тон см. далее). В связи со сказанным заметим, что предмет нашего рассмотрения — не система ладов в целом, не ее мы изучаем на примере произведения, где есть только один названный выше лад, — но то, как этот лад конкретно проявляет себя в форме, как он в этой форме раскрывается и какие гармонические структуры, сменяющие друг друга такт за тактом, стоят за понятием «соль миксолидийский», когда в нем пишет автор XV века.
Далее…
19 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7
Ладовая основа сербской монодии — малоизученное явление. Существует ряд источников, помогающих нам в изучении истоков сербской музыки. Среди них: а) исторические документы (жизнеописания святых, хроники и т. п.); б) сохранившиеся манускрипты; в) устная музыкальная традиция.
Сербская церковная культура сформировалась поздно. В ее основу легли традиции предшествующих ей церковных культур — греческой и византийской. Началом сербской церковной практики принято считать год, когда на Афоне среди множества греческих монастырей (около 20) был основан сербский монастырь Хиландар — 1198.
Далее…
19 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7
Отражение особенностей русской религии в творчестве Н. А. Римского-Корсакова
Соотношение и взаимодействие язычества и православия — одна из важных проблем в духовной жизни России, начиная с возникновения христианства и вплоть до наших дней. Эта проблема получила очень яркое и многообразное воплощение в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, став источником идей и содержания многих его произведений.
Христианский мир с самого начала был в соприкосновении с миром языческим. Исследователи религии древних славян утверждают, что языческое мировоззрение за несколько веков сопротивления христианству растворилось в нем, создав уникальный сплав — Русское Православие.
Далее…
16 мая 2009 / Один комментарий / Musica theorica 7
Духовная музыка Лядова до последнего времени почти не рассматривалась в литературе, ей не было посвящено отдельного исследования. На древе творчества этого композитора, жившего в пору русского серебряного века и заслужившего славу художника-миниатюриста, мастера оркестрового колорита и безупречного «рыцаря голосоведения», духовная музыка была скромной веточкой, которая плодоносила так же мало и нескоро, как и другие более крупные и значительные ветви.
Обращение к духовным композициям (самое значительное из них — цикл «Десять переложений из обихода», ор. 61, 1909) — для Лядова факт в каком-то смысле неожиданный, а в каком-то закономерный.
Далее…
10 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7
«Сюита зеркал» А. М. Волконского, написанная в 1959-60 гг., принадлежит к числу тех произведений композитора, которым в свое время суждено было сыграть большую историческую роль.
Обращение Волконского во второй половине 50-х годов к таким достижениям западноевропейского музыкального мышления, как серийная техника, додекафония (впервые в фортепианном цикле «Musica stricta», 1956) не только свидетельствовало о новом этапе эволюции стиля самого композитора, но и привело к возникновению новых тенденций в развитии отечественной музыкальной культуры. Именно Волконский явился первооткрывателем направления в русской музыке, которое часто называют «авангардом» или «русским авангардом». Такие сочинения, как «Musica stricta», «Сюита зеркал», «Жалобы Щазы» символизировали разрыв группы композиторов-новаторов с традиционными методами композиции и с теми художественными установками, которые объединяли выдающихся мастеров-новаторов предшествующего поколения — Прокофьева, Мясковского и др.
Далее…
22 апреля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7
Пьеса «Акварель» для 24-х струнных инструментов была написана Э. В. Денисовым в 1975 году. Премьера состоялась 12 июня того же года в Париже, дирижировал Даниэль Шабрэн. Важнейшие проблемы, встающие при анализе данного сочинения, связаны с его живописной природой и как выражение ее — сонорной техникой письма.
Э. В. Денисов и живопись
«У меня обостренно острое отношение к цвету». Эта фраза из записных книжек Эдисона Васильевича Денисова является его собственной точной характеристикой своей творческой индивидуальности. Из отношения к цвету непосредственно вытекает отношение к живописи. Сальвадор Дали, характеризуя понятие живописи, замечал, что в последней должны иметь место тайны, странности, утонченность и обостренность всех ощущений. На наш взгляд эти эпитеты могут отвечать и замыслам Денисова. Известно, что много его музыкальных произведений возникло под впечатлением кисти художника или каких-либо живописных ассоциаций. Ю. Н. Холопов в статье «Знаки свыше» по поводу фортепианной пьесы Денисова «Знаки на белом» пишет о состоянии зачарованности, погруженности в таинственные глубины и в то же время необходимости предрасположенности слушателей к «живописному» восприятию звуков. Сам Денисов, говоря о форме своей электронной композиции «На пелене застывшего пруда», утверждал, что там нет никакой традиционной структуры, а если и есть какие-то ассоциации, то с живописью и ее формами.
Далее…
16 апреля 2009 / Один комментарий / Musica theorica 7
В данной работе осуществлена попытка краткого изложения в виде расписанной по годам таблицы наиболее ярких идей и открытий в системе гармонии ХХ века. Стремление создать целостную панораму гармонической хронологии ушедшего столетия стало ведущим конструктивным принципом работы.
Перешагнув столетний (и тысячелетний!) рубеж, мы достаточно отчетливо представляем характер развития музыкального искусства ХХ века, имеющего следующий вид — облик — форму: разделение столетия на две половины (во многом вследствие социально-исторических событий), а также наличие ярко выраженной тенденции к сквозному, непрерывному изменению музыкального мышления на протяжении всего века. Преобразования же в гармонической системе обнаруживают в целом действие новых законов гармонии. Это, прежде всего, свобода диссонанса, новая звукорядная структура на основе 12-ступенности, и, как следствие, полное изменение функциональных значений звуков и созвучий.
Далее…
10 апреля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7
1. К определению понятий. Немного истории
В минувшем веке произошли важнейшие перемены в музыкальном мышлении. Нелишне напомнить о значении обсуждаемых здесь понятий.
«Эмансипация диссонанса» (выражение А. Шёнберга) означает освобождение его от необходимости обязательного разрешения в консонанс; отсюда его новый статус в композиции и новая слуховая ситуация современной музыки. Из непременного фактора движения диссонанс превратился в оптимальное созвучие. Вспомним знаковые произведения — «Весну священную» И. Стравинского, кантату А. Веберна «Свет глаз», «Контакты» К. Штокхаузена. Современный слух считает такие диссонансы нормой гармонического сочетания нашего времени.
Далее…