Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Musica theorica 7

О гармонии современной духовной музыки (на примере сочинений Н. Н. Каретникова и А. Я. Эшпая) //

1 июня 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt7

Своеобразие русской культуры коренится в ее глубочайшей религиозности. Ф. М. Достоевский считал, что понять русского человека можно только, поняв веру православную1. В ХХ веке, несмотря на более чем семидесятилетний запрет, духовная жизнь в России продолжала развиваться. Известный философ русской эмиграции Н. А. Бердяев писал: «Христианское мессианское сознание может быть лишь сознанием того, что в наступающую мировую эпоху Россия призвана сказать свое новое слово миру, как сказал его уже мир латинский и мир германский <…> В христианской истории нет одного избранного народа Божьего, но разные народы в разное время избираются для великой миссии, для откровений духа. В России давно уже нарождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда она будет призвана для великих откровений духа, когда центр мировой духовной жизни будет в ней».

Бердяев Н. А. Судьба России. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 25.

Далее…


  1. Цит. по: Медушевский В. В. Русская музыка: духовные истоки своеобразия // Сергиевские чтения–I. О русской музыке. — М., 1993. — С. 18. [обратно]

Некоторые особенности ладовой системы Гийома Дюфаи на примере Kyrie из мессы «Caput» //

28 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt7

Говоря о ладовой системе Гийома Дюфаи (1400-1465), мы переносимся в эпоху модальной гармонии Ренессанса, когда в ладовой системе неповторимым образом соединялись закономерности линейно-монодического ладового мышления и реально звучащей многоголосной гармонии. Очевидно, что лад в мессе Дюфаи следует определять, пользуясь хорошо известной системой восьми (или впоследствии двенадцати) модальных ладов средневековья и Ренессанса. Исходя из этого, констатируем, что месса «Caput» написана в ладу соль миксолидийском: генеральная каденция каждой части приводит к финалису с основным тоном соль; при отсутствии ключевых знаков это и означает соль миксолидийский (он же VII тон — о некоторых достаточно тонких различиях понятий лад и тон см. далее). В связи со сказанным заметим, что предмет нашего рассмотрения — не система ладов в целом, не ее мы изучаем на примере произведения, где есть только один названный выше лад, — но то, как этот лад конкретно проявляет себя в форме, как он в этой форме раскрывается и какие гармонические структуры, сменяющие друг друга такт за тактом, стоят за понятием «соль миксолидийский», когда в нем пишет автор XV века.

Далее…

Ладовая основа сербской монодии //

19 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt7

Ладовая основа сербской монодии — малоизученное явление. Существует ряд источников, помогающих нам в изучении истоков сербской музыки. Среди них: а) исторические документы (жизнеописания святых, хроники и т. п.); б) сохранившиеся манускрипты; в) устная музыкальная традиция.

Сербская церковная культура сформировалась поздно. В ее основу легли традиции предшествующих ей церковных культур — греческой и византийской. Началом сербской церковной практики принято считать год, когда на Афоне среди множества греческих монастырей (около 20) был основан сербский монастырь Хиландар — 1198.

Далее…

Гармония языческих образов: «Млада» Н.А. Римского-Корсакова //

19 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt7

Отражение особенностей русской религии в творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Соотношение и взаимодействие язычества и православия — одна из важных проблем в духовной жизни России, начиная с возникновения христианства и вплоть до наших дней. Эта проблема получила очень яркое и многообразное воплощение в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, став источником идей и содержания многих его произведений.

Христианский мир с самого начала был в соприкосновении с миром языческим. Исследователи религии древних славян утверждают, что языческое мировоззрение за несколько веков сопротивления христианству растворилось в нем, создав уникальный сплав — Русское Православие.

Далее…

Духовная музыка А.К. Лядова //

16 мая 2009 / Один комментарий / Musica theorica 7

mt7

Духовная музыка Лядова до последнего времени почти не рассматривалась в литературе, ей не было посвящено отдельного исследования. На древе творчества этого композитора, жившего в пору русского серебряного века и заслужившего славу художника-миниатюриста, мастера оркестрового колорита и безупречного «рыцаря голосоведения», духовная музыка была скромной веточкой, которая плодоносила так же мало и нескоро, как и другие более крупные и значительные ветви.

Обращение к духовным композициям (самое значительное из них — цикл «Десять переложений из обихода», ор. 61, 1909) — для Лядова факт в каком-то смысле неожиданный, а в каком-то закономерный.

Далее…

Серийная гармония в «сюите зеркал» А. Волконского //

10 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt7

«Сюита зеркал» А. М. Волконского, написанная в 1959-60 гг., принадлежит к числу тех произведений композитора, которым в свое время суждено было сыграть большую историческую роль.

Обращение Волконского во второй половине 50-х годов к таким достижениям западноевропейского музыкального мышления, как серийная техника, додекафония (впервые в фортепианном цикле «Musica stricta», 1956) не только свидетельствовало о новом этапе эволюции стиля самого композитора, но и привело к возникновению новых тенденций в развитии отечественной музыкальной культуры. Именно Волконский явился первооткрывателем направления в русской музыке, которое часто называют «авангардом» или «русским авангардом». Такие сочинения, как «Musica stricta», «Сюита зеркал», «Жалобы Щазы» символизировали разрыв группы композиторов-новаторов с традиционными методами композиции и с теми художественными установками, которые объединяли выдающихся мастеров-новаторов предшествующего поколения — Прокофьева, Мясковского и др.

Далее…

«Акварель» Э.И. Денисова: к вопросу о сонорной гармонии //

22 апреля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt7

Пьеса «Акварель» для 24-х струнных инструментов была написана Э. В. Денисовым в 1975 году. Премьера состоялась 12 июня того же года в Париже, дирижировал Даниэль Шабрэн. Важнейшие проблемы, встающие при анализе данного сочинения, связаны с его живописной природой и как выражение ее — сонорной техникой письма.

Э. В. Денисов и живопись

«У меня обостренно острое отношение к цвету». Эта фраза из записных книжек Эдисона Васильевича Денисова является его собственной точной характеристикой своей творческой индивидуальности. Из отношения к цвету непосредственно вытекает отношение к живописи. Сальвадор Дали, характеризуя понятие живописи, замечал, что в последней должны иметь место тайны, странности, утонченность и обостренность всех ощущений1. На наш взгляд эти эпитеты могут отвечать и замыслам Денисова. Известно, что много его музыкальных произведений возникло под впечатлением кисти художника или каких-либо живописных ассоциаций. Ю. Н. Холопов в статье «Знаки свыше» по поводу фортепианной пьесы Денисова «Знаки на белом» пишет о состоянии зачарованности, погруженности в таинственные глубины и в то же время необходимости предрасположенности слушателей к «живописному» восприятию звуков2. Сам Денисов, говоря о форме своей электронной композиции «На пелене застывшего пруда», утверждал, что там нет никакой традиционной структуры, а если и есть какие-то ассоциации, то с живописью и ее формами3.

Далее…


  1. Безелянский Ю. Улыбка Джоконды. — М., 2000. — С. 52. [обратно]
  2. Холопов Ю. Н. «Знаки свыше» // Курбатская С. А., Холопов Ю.Н. Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки. — М., 1998. — С. 140. [обратно]
  3. Там же. — С. 172. [обратно]

Гармоническая хронология XX века: к истории идей, открытий, шедевров //

16 апреля 2009 / Один комментарий / Musica theorica 7

mt7

В данной работе осуществлена попытка краткого изложения в виде расписанной по годам таблицы наиболее ярких идей и открытий в системе гармонии ХХ века. Стремление создать целостную панораму гармонической хронологии ушедшего столетия стало ведущим конструктивным принципом работы.

Перешагнув столетний (и тысячелетний!) рубеж, мы достаточно отчетливо представляем характер развития музыкального искусства ХХ века, имеющего следующий вид — облик — форму: разделение столетия на две половины (во многом вследствие социально-исторических событий), а также наличие ярко выраженной тенденции к сквозному, непрерывному изменению музыкального мышления на протяжении всего века. Преобразования же в гармонической системе обнаруживают в целом действие новых законов гармонии. Это, прежде всего, свобода диссонанса, новая звукорядная структура на основе 12-ступенности, и, как следствие, полное изменение функциональных значений звуков и созвучий.

Далее…

Эмансипация диссонанса и новая модальность XX века //

10 апреля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

1. К определению понятий. Немного истории

mt7В минувшем веке произошли важнейшие перемены в музыкальном мышлении. Нелишне напомнить о значении обсуждаемых здесь понятий.

«Эмансипация диссонанса» (выражение А. Шёнберга) означает освобождение его от необходимости обязательного разрешения в консонанс; отсюда его новый статус в композиции и новая слуховая ситуация современной музыки. Из непременного фактора движения диссонанс превратился в оптимальное созвучие. Вспомним знаковые произведения — «Весну священную» И. Стравинского, кантату А. Веберна «Свет глаз», «Контакты» К. Штокхаузена. Современный слух считает такие диссонансы нормой гармонического сочетания нашего времени.

Далее…

Страницы: 1 2 Вперед