Musica theorica 12
11 июня 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 12
Богатейшее музыкальное наследие Джованни Габриели уже давно является предметом исследования в западном музыкознании.
Творчеству композитора посвящены фундаментальные исследования, в том числе монография Winterfeld J. von. Johannes Gabrieli und sein Zeitalter, B.,1834.
В отечественной же традиции личность и творчество этого ярчайшего представителя европейского музыкального искусства рубежа XVI–XVII веков до сих пор незаслуженно остаются в тени.
Далее…
28 февраля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 12
Введение
Фигура Йозефа Маттиаса Хауэра, несомненно, представляет большой интерес для исследователей, которые занимаются историей возникновения и развития двенадцатитоновости в музыке.
Хауэр — крупный композитор. Им написано огромное количество произведений. Но, можно сказать, бедой его жизни стало то, что он попал в поле двенадцатитоновых интересов Шёнберга, который является совершенно неприступным массивом со своей идеей додекафонии. Не забудем и о его учениках, каждый из которых нашел свою нишу в этой музыкальной сфере. На таком блестящем фоне трудно добиться подобных высот в одном и том же круге проблем. К тому же, композиторское мастерство Шёнберга, безусловно, превосходит мастерство Хауэра.
Далее…
24 февраля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 12
Модальной гармонии Ренессанса посвящено немало книг и статей в зарубежном и отечественном музыкознании. Едва ли не самое большое внимание уделяется изучению ренессансных ладов, что вполне объяснимо, поскольку проблема лада стоит в центре науки о гармонии. Мы же сосредоточимся на достаточно узком вопросе, связанном с наблюдениями над ренессансной гармонией в малых масштабах мотетной строки. В центре нашего внимания — проблема мотивации последования созвучий в условиях модальной гармонии (предметом рассмотрения будут только начальные строки мотетов).
Далее…
18 февраля 2009 / Один комментарий / Musica theorica 12
Творчество позднего Бетховена — феномен, представляющий большой интерес для музыкальной науки. При анализе поздних сочинений композитора мы постоянно сталкиваемся с необычными явлениями, объяснить которые подчас бывает довольно трудно. Об этом свидетельствует следующее высказывание Р. Шумана: «Нелепо говорить — Бетховен позднего периода непонятен. Почему? Это так трудно гармонически? Так странно по форме? Слишком контрастирующие мысли? Но что-то там всё же кроется, ибо в музыке бессмысленное невозможно»
Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., 1956. С. 267.
Далее…
17 февраля 2009 / Один комментарий / Musica theorica 12
Семь широко известных октавных (семиступенных) диатонических ладов имеют многовековую историю, начало которой связано еще с античной музыкально-теоретической традицией. В древности так же, как и в наши дни, каждое название (дорийский, фригийский и т. д.) подразумевало октавный звукоряд с определенной последовательностью тонов и полутонов. Но, сравнив семь античных «ладов» с семью современными, так называемыми натуральными ладами, мы обнаружим, что при полном совпадении звукорядов их названия как будто перепутаны (ср. примеры 1 и 4). Возникновение этой «путаницы» связывают с переименованием античных октавных звукорядов, которое произошло в IX веке, на страницах анонимного теоретического трактата «Alia musica». С этого времени начала распространяться та система названий видов октавы, которой европейское музыкознание пользуется уже на протяжении более чем одиннадцати веков.
Далее…
17 февраля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 12
Трактат «L’Apothéose de Rameau (Essai sur la question harmonique)» был опубликован впервые в 1968 году на французском языке: Revue d’esthétique, XXI, Nr.2-3-4, 1968, S.105-172. В 1987 году в Дармштадте вышел немецкий перевод этой работы (Pousseur, Henri: Die Apotheose Rameaus: Versuch zur problem d. Harmonik. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1987. Texte zur Forschung; Bd. 52.
Анри Пуссёр (родился в 1929) — бельгийский композитор и теоретик. Учился в консерваториях Льежа и Брюсселя (1947-52), где стал членом группы "Вариации", в которую объединились молодые композиторы, изучавшие музыку А. Веберна.
Далее…