Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Е. Г. Ворледж. Воспоминания дочери //

31 июля 2009 / Личности, Память

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Глава вторая

Консерваторские годы. Москва

В Москве в 1898 г. Лиззи поступила в Московскую консерваторию1. Тогда ее стены еще помнили недавно почившего гения русской музыки П. И. Чайковского, который был профессором консерватории с 1846 по 1878 гг. и до конца жизни оставался ее почетным членом. Директором в то время был Василий Ильич Сафонов, прекрасный пианист, талантливый педагог, блестящий дирижер и отличный администратор. Он тщательно подбирал преподавателей консерватории, если было нужно — выписывал их из-за границы, устраивал концерты силами педагогического и студенческого состава консерватории. Будучи очень отзывчивым человеком, Сафонов постоянно помогал нуждающимся студентам консерватории изысканием субсидий, организацией благотворительных концертов, в которых он часто сам участвовал как дирижер. Имел он и личных стипендиатов,  постоянно обеспечивая обучение нескольких одаренных, но нуждающихся учеников. Сафонов преподавал как по классу фортепиано, так и по классу камерного ансамбля. Он также организовал и дирижировал высококлассным оркестром из учащихся консерватории, который мог свободно конкурировать с любым симфоническим. Выступления этого оркестра с неизменным успехом проходили и на закрытых консерваторских вечерах, и на открытых, обычно благотворительных, так называемых «общедоступных» концертах.

Педагогический состав консерватории был в те годы, по большей части, очень сильным. Кроме Сафонова, одним из выдающихся педагогов по классу фортепиано был профессор Н. Е. Шишкин; по классу пения — выписанный Сафоновым из Италии профессор У. А. Мазетти (преподаватель А. В. Неждановой), по классу скрипки ведущее место занимал профессор И. В. Гржимали.

В. И. СафоновВ. И. Сафонов
Н. Е. Шишкин (на обороте — надпись: «Талантливой Е. Г. Ворледж от любящего ее учителя на добрую память. Н. Шишкин, 28 мая 1903  г.»)Н. Е. Шишкин (на обороте — надпись: «Талантливой Е. Г. Ворледж от любящего ее учителя на добрую память. Н. Шишкин, 28 мая 1903 г.»)
И. В. ГржималиИ. В. Гржимали

В эти же годы в консерватории обучались будущие знаменитости — А. В. Нежданова, сестры А. С. и Л. С. Любошиц, Р. М. Глиэр, А. И. Добровольская, Б. Р. Петров. Лиззи начала заниматься у Анатолия Ивановича Галли, который несколько сухо преподавал свой предмет, уделяя все внимание развитию техники. В обращении с учениками он был суров и даже резок. Когда Лиззи через год попала к Николаю Егоровичу Шишкину, перед ней словно открылся новый мир, полный прекрасных возможностей. Шишкин был требовательным педагогом, хотя мягким и деликатным. У него имелось и несколько собственных сочинений для фортепиано. Николай Егорович умел развить музыкальность у своих учеников и привить им вкус к серьезной музыке. Уже взрослая, Лиззи часто рассказывала о своей первой встрече с любимым педагогом. Он попросил ее сыграть что-нибудь, и она исполнила вещь, разученную с Галли, как тот требовал — очень чисто, в строгом ритме и почти без нюансов. Профессор выслушал ее, помолчал, затем с присущей ему деликатностью сказал, что это очень мило, но не интересно, безжизненно. Эти слова несколько обескуражили Лиззи, но в то же время и обрадовали: природным музыкальным чутьем она и сама ощущала сухость музыкальной трактовки Галли.

Под руководством такого педагога, как Шишкин, Лиззи стала делать блестящие успехи. Профессор бережно развивал способности талантливой ученицы, строго следя за тем, чтобы ничто не отвлекало ее от намеченного пути. Так, например, однажды Шишкин заметил на пальцах Лиззи следы краски. Оказалось, что у Лиззи, как у многих даровитых людей, временами пробуждалось влечение и к другим видам искусства, в данном случае — к живописи. Как-то шутя, Лиззи попробовала писать маслом. Получилось неплохо, и она стала брать уроки рисования — копировала, рисовала с натуры. Пятнышко краски на пальце не ускользнуло от зоркого глаза учителя. Шишкин приказал ей немедленно бросить живопись, так как это не только отнимало у нее время, необходимое для занятий, но и портило руки для рояля — ее призвания, ее будущего. Лиззи покорилась этому вето.

Через несколько лет у нее было кратковременное увлечение скрипкой, когда она стала заниматься в классе камерной музыки у Сафонова. Разучивая трио и квартеты со струнными инструментами, Лиззи очаровалась скрипкой, стала играть украдкой, научившись самостоятельно. Шишкин узнал про ее увлечение и опять сумел удержать талантливую ученицу от разбросанности интересов и сил на что-либо, кроме единой цели — рояля. Лиззи играть на скрипке перестала, но навсегда сохранила особую симпатию к этому инструменту.

На консерваторских концертах Лиззи стала выступать очень рано. Первая рецензия о ее выступлении относится к 1899 г.

Во втором отделении ученического вечера обратила на себя всеобщее внимание г[оспо]жа Ворледж, положительно талантливо исполнившая 1-ю часть концерта D-dur Бетховена c каденцией Рубинштейна

Госпоже Ворледж было в то время 15 лет. Между тем в семье Лиззи приближалось большое горе: умирал от чахотки ее отец. Слабый и измученный, приходил Егор Егорович с работы, ложился на кушетку. Иногда он просил Лиззи сыграть что-нибудь. В комнате гасили свет, больной лежал с закрытыми глазами, слушая игру Лиззи. На фотографии 1899 г. запечатлена трогательная фигурка подростка в длинном траурном платье. Полудетское личико по-взрослому серьезно. Лиззи кажется старше своих лет.

Лиззи 15 летЛиззи 15 лет
Лиззи в трауре по умершему отцуЛиззи в трауре по умершему отцу

Со смертью отца беззаботное детство осталось позади: в маленькой семье возникли денежные затруднения. Лиззи начала давать уроки музыки. У нее сразу наметились хорошие педагогические способности, в богатых домах охотно приглашали к детям воспитанную, серьезную, по-взрослому выдержанную, талантливую молодую преподавательницу. Зачастую она  занимала в доме положение не столько учительницы, сколько гостьи и друга семьи. Даже лето у Лиззи не пропадало зря: в ее положении нельзя было «просто отдыхать». Она преподавала двум девочкам, своим ровесницам, музыку и английский язык. Дни у нее были насыщенные — ведь кроме занятий с девочками надо было уделить несколько часов для работы за роялем. Кроме того, ее живая фантазия не могла мириться лишь с сухой программой уроков: она выдумывала игры, живые картины, сочиняла пьески и писала к ним музыку и песенки, разучивая роли с девочками и разыгрывая целые спектакли перед взрослыми членами семьи.

В эти же годы (1898–1899) Лиззи начинает интересоваться композицией. Первые ее вещицы были небольшие, в основном лирические песенки. Они незатейливы, но мелодичны, написаны четким размашистым «почерком». Чуть позднее, вероятно, были написаны Chant sans parole и большой Etude melodique.

Лиззи много выступала на ученических вечерах консерватории. Приведем отрывки из рецензии на один общедоступный концерт, в котором она принимала участие:

Общедоступный концерт консерватории в память ее основателя А. Г. Рубинштейна состоялся в четверг, 6-го декабря, в большой зале консерватории. Нельзя не приветствовать прекрасный почин Императорского Русского Музыкального Общества в деле организации общедоступных концертов. Насколько сильна потребность в этих концертах, где за дешевую плату можно слушать образцовые произведения музыкальной литературы в хорошем исполнении, ясно видно из того, что еще накануне все билеты на этот концерт были проданы. Вся программа была выполнена исключительно вокальными и инструментальными ученическими силами консерватории

И о Лиззи:

Артистически играла г[оспо]жа Ворледж, исполнившая с оркестром Andante Spianato и Polonaise Шопена…

Были интересные программы концертов, в которых Лиззи выступала вместе с А. В. Неждановой и Л. С. Любошиц. На одном из них впервые исполнялась музыка только что окончившего консерваторию молодого композитора Глиэра. В 1901 г. состоялся ученический концерт, который, по существу, был сольным концертом Лиззи: несмотря на участие в нем нескольких талантливых учеников консерватории, играла преимущественно Лиззи. Она выходила семь раз с разнообразной программой: Бах, Рейнеке, Шуман, Глинка, Шопен, Рубинштейн, Лист. Заканчивался вечер исполнением f-moll’ного концерта Шопена (2-я и 3-я части).

В том же 1901 г. Лиззи написала три романса, две фортепианные пьесы и сонату. Эти произведения она показала С. И. Танееву, который отозвался о них одобрительно и посоветовал заняться композицией серьезно. Последние консерваторские годы Лиззи усиленно работала, играя по девять часов в день. Если принять во внимание, что она еще занималась в классе концертного ансамбля у Сафонова, часто выступала на ученических концертах, увлекалась композицией, да еще по необходимости давала уроки, остается только удивляться ее огромной трудоспособности, ее не по летам развитой целеустремленности, ее серьезному отношению к любимому делу. Лиззи становится известной в консерватории не только как многообещающая пианистка, но и как прекрасный аккомпаниатор. Заметим, что Лиззи никогда не аккомпанировала певцам, унаследовав от профессора Шишкина несколько пренебрежительное к ним отношение! (Этот факт тем забавнее, что в будущем ей самой предстояло стать певицей!). Единственная, кому аккомпанировала Лиззи — это Нежданова, по личной просьбе певицы на ее выпускном вечере (она окончила консерваторию на год раньше Лиззи).

Лиззи — выпускница Московской консерваторииЛиззи — выпускница Московской консерватории
Программа концерта Е. Г. Ворледж 1 декабря 1903 г.Программа концерта Е. Г. Ворледж 1 декабря 1903 г.

Очень ценил и любил Лиззи профессор И. В. Гржимали. Он часто просил ее аккомпанировать на консерваторских концертах ему и своим любимым ученикам, например Л. С. Любошиц, талантливой скрипачке, окончившей курс в один год с Лиззи и тоже с золотой медалью. Лиззи всегда с удовольствием соглашалась. Однажды после концерта, в котором Лиззи аккомпанировала самому Гржимали, последний пришел в такое восхищение от ее исполнения, что подарил ей на память свой портрет со следующей трогательной надписью: «Г[оспо]же Елизавете Ворледж с глубокой благодарностью за чудный аккомпанемент в скрипичном классе. Желаю от души всякого успеха в будущем. И. Гржимали, май 1903 г.».

В 1903 г. Лиззи закончила консерваторию. 16 марта этого года она выступила в большом концерте, вероятно, в последний раз в качестве ученицы. Концерт проходил под управлением Сафонова «в пользу недостаточных учеников консерватории». Финальным номером Лиззи играла Венгерскую фантазию Листа в сопровождении оркестра.


  1. Ее имя внесено в список студентов Московской консерватории [обратно]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Откликнуться