Глава вторая. 1866–1922
28 мая 2009 / Московская консерватория: материалы и документы
Сергей Иванович Танеев занимает выдающееся место среди первого поколения воспитанников Московской консерватории. Целая эпоха в жизни учебного заведения связана с этим замечательным композитором, пианистом, дирижером, ученым и необыкновенно благородным, в высшей степени нравственным человеком.
Ученик П. И. Чайковского по теории музыки и Н. Г. Рубинштейна по фортепиано, весной 1875 года Танеев окончил консерваторию по специальностям «фортепиано» и «композиция» с золотой медалью. Имя его высечено первым в списке медалистов Московской консерватории на мраморной доске в фойе Малого зала.
В 1878 году он начал преподавать в консерватории, заменив своего учителя П. И. Чайковского. В лице С. И. Танеева Чайковский нашел достойного преемника, который не только смог обеспечить высокий уровень изучения музыкально-теоретических дисциплин, но и оказал большое и весьма благотворное влияние на жизнь Московской консерватории.
Мысль о Танееве как о единственном законном наследнике и преемнике Рубинштейна возникла у Чайковского сразу после смерти основателя консерватории. Петр Ильич старался убедить Танеева в том, что именно он призван заменить Рубинштейна на посту и педагога, и директора учебного заведения, и дирижера симфонических концертов. Однако в тот момент Танеев был слишком молод: ему шел только двадцать пятый год, он еще не пользовался достаточной известностью за пределами узкого круга своих друзей и коллег.
К середине 1880-х годов Танеев уже сформировался как художник-мыслитель, педагог и композитор. Он считал одним из основных условий достижения подлинной творческой самостоятельности доскональное знание всего музыкального наследия прошлых эпох и никогда не удовлетворялся внешним, механическим усвоением правил музыкального письма, а требовал сознательного отношения к ним и ясного понимания их смысла и необходимости. В преподавательской работе Танеев сосредоточил внимание на контрапункте и фуге; в данной области он не знал себе равных по широте эрудиции, глубокому проникновению в сущность предмета и строгой систематичности в методике.
В становлении Танеева как композитора большое значение имела его кантата «Иоанн Дамаскин», впервые прозвучавшая 11 марта 1884 года в годовщину смерти Н. Г. Рубинштейна, памяти которого она посвящена. Это было первое произведение молодого автора, получившее широкое общественное признание. Танеев, по-видимому, считал сочинение началом своего самостоятельного творческого пути и потому обозначил его опусом первым.
Педагогический и творческий авторитет Танеева дополнялся высокими моральными качествами, прямотой и честностью, вызывавшими к нему всеобщее уважение. Все это позволило Чайковскому в решительной и категорической форме поставить вопрос о назначении Танеева директором Московской консерватории.
Танеев справедливо рассматривался в кругах музыкальной общественности как прямой продолжатель традиций, заложенных при основании Московской консерватории.
Вступление Танеева в 1885 году на пост директора консерватории еще больше укрепило ее тесные связи с Чайковским, который был готов вернуться в число профессоров учебного заведения и предполагал вести класс свободного сочинения. Однако в 1885 году композитора избрали директором Московского отделения ИРМО, и по действовавшему положению он не мог одновременно являться профессором консерватории. Надо было сделать выбор между двумя должностями. И сам Чайковский, и Танеев считали, что в качестве директора Московского отделения ИРМО он может больше сделать для консерватории. Поэтому возвращение Чайковского к педагогической работе не состоялось. Но он принимал участие в решении всех возникавших в консерватории вопросов, часто бывал там и оказывал непосредственное личное влияние на разные стороны ее деятельности. Признанием выдающихся заслуг Чайковского перед русским искусством и Московской консерваторией явилось решение Художественного совета об избрании великого композитора ее почетным членом.
Относясь с величайшим уважением к памяти Н. Г. Рубинштейна и к установленным им традициям, Танеев вместе с тем сознавал необходимость внесения некоторых перемен в учебный процесс. Еще в начале 1880-х годов для учащихся фортепианного класса при переходе на пятый курс ввели разделение на две группы: к студентам, не обладающим виртуозными данными, но наделенным способностями к преподаванию, предъявлялись менее высокие требования по специальности, и срок их занятий сокращался на один или два года. При Танееве было окончательно закреплено это разграничение между виртуозным и педагогическим отделениями. Тем самым достигалось более четкое профилирование уже в процессе обучения, а не только при выдаче дипломов.
В 1880-е годы класс специального фортепиано в Московской консерватории начали вести А. И. Зилоти — ученик Н. Г. Рубинштейна, после окончания вуза занимавшийся под руководством Ф. Листа, и Г. А. Пахульский — ученик Н. Г. Рубинштейна и П. А. Пабста. Интересно отметить, что в Московской консерватории работал также знаменитый пианист — Ф. Бузони, впрочем недолго, всего один учебный год — 1889/90й.
Воспитанник Н. Г. Рубинштейна, С. И. Танеев очень серьезно относился к занятиям в классе камерного ансамбля. Сам он был прекрасным интерпретатором камерной музыки. Именно ему П. И. Чайковский доверил первое исполнение своего Трио ля минор соч. 50 «Памяти великого художника», посвященного основателю Московской консерватории.
Большое значение Танеев придавал также оркестровому и хоровому классам: под его руководством были разучены и публично исполнены крупные оркестровые и вокально-симфонические произведения классической музыки. Среди них в первую очередь отметим оратории Генделя «Самсон» (1886) и «Израиль в Египте» (1887).
Высокий уровень отличал и ученические оперные спектакли, осуществленные под руководством Танеева. Его ближайшим сотрудником в их подготовке был профессор консерватории, певец и режиссер Ф. П. Комиссаржевский. По своей художественной законченности и стильности исполнения особенно выделялась постановка «Свадьбы Фигаро» Моцарта, прошедшая три раза на сцене Малого театра в апреле 1888 года.
Уже в 1882 году преподавать теоретические предметы пригласили А. С. Аренского, выпускника Петербургской консерватории по классу Н. А. Римского-Корсакова. Воспитанник «петербургской школы», он быстро стал «своим» в среде московских музыкантов, сблизившись с Чайковским и Танеевым, влияние которых заметно сказалось и на его творчестве. Впоследствии Аренский вел кроме теоретических дисциплин также класс свободного сочинения. Одним из его учеников по композиции был С. В. Рахманинов.
Танеев в эпоху своего директорства сумел укрепить пошатнувшееся финансовое положение консерватории, пытаясь создать твердую финансовую базу и ликвидировать зависимость от частных «благотворителей». В этом он видел необходимое условие нормальной и бесперебойной работы. В данном направлении ему удалось достигнуть многого. В итоге за четыре года бюджет был сбалансирован даже с некоторым перевесом доходов над расходами.
Однако административная работа оказалась не по душе Танееву, отрывая от творческой деятельности — главной цели жизни. Он взялся за руководство консерваторией только из чувства морального долга перед воспитавшим его учреждением. Когда положение вуза вновь обрело устойчивость, Танеев отказался от обременительных директорских обязанностей. Преемником назначили Василия Ильича Сафонова, вступившего в должность директора консерватории весной 1889 года.
Один из выдающихся русских музыкальных деятелей, Сафонов был разносторонне одаренным, волевым и целеустремленным человеком. Окончив Петербургскую консерваторию в 1880 году, он начал преподавать в ней специальное фортепиано. В Петербурге успешно разворачивалась и концертная деятельность Сафонова как пианиста. Особенно высокую репутацию он завоевал в качестве ансамблевого исполнителя (в частности, будучи постоянным партнером знаменитого виолончелиста, одного из директоров Петербургской консерватории К. Ю. Давыдова).
Инициатива привлечения Сафонова в Московскую консерваторию принадлежала Чайковскому. Личное обращение Чайковского, к творчеству которого Сафонов относился с горячей восторженностью, в большой мере предопределило решение пианиста о переезде в Москву, где он предвидел для себя перспективу широкой и разносторонней музыкальной деятельности.
С осени 1885 года Сафонов стал профессором Московской консерватории и уже в первые годы работы проявил себя отличным педагогом, обладающим строго продуманной системой методических принципов и умением привить своим ученикам, наряду с техническими навыками, высокую артистическую культуру, художественный вкус и понимание существа исполняемых произведений. Одновременно он продолжал выступать и на концертной эстраде, заняв вскоре после своего переезда видное место в московской музыкальной жизни.
Период 17-летнего директорства Сафонова (1889–1906) — один из самых блестящих в истории Московской консерватории. Конечно, это нельзя отнести только за счет его личных заслуг. Многие из достижений «сафоновской эры» были подготовлены предшествующим развитием учебного заведения. Расцвет Московской консерватории отражал и общий подъем русской музыкальной культуры на рубеже XIX и XX веков — приход Сафонова к руководству вузом произошел при необычайно благоприятных обстоятельствах.
Уже на третий год пребывания Сафонова на директорском посту, весной 1892 года, Московская консерватория подарила миру двух гениальных музыкантов — А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. Первый из них окончил ее как пианист по классу В. И. Сафонова, второй — по классу фортепиано А. И. Зилоти и по классу композиции А. С. Аренского. Экзаменационной работой Рахманинова по композиции была опера «Алеко». Скрябину присудили малую золотую, а Рахманинову — большую золотую медаль.
Возглавив консерваторию, Сафонов взял на себя также руководство ее оркестровым классом. Перед публикой он выступил в первый раз в качестве дирижера 16 ноября 1889 года в концерте, посвященном 60-летию А. Г. Рубинштейна, в присутствии самого юбиляра, П. И. Чайковского и многих видных музыкантов.
Вступление Сафонова на пост директора консерватории ознаменовало собой укрепление не сколько ослабевшей в предыдущие годы связи ее учебной работы с концертной деятельностью ИРМО, ведь в 1889 году, когда возник вопрос о замене уехавшего М. К. Эрдмансдёрфера, подходящей для этого фигурой оказался как раз Сафонов. С осени 1890 года Сафонов занял место постоянного дирижера симфонических концертов ИРМО в Москве, совмещая эту должность с обязанностями директора консерватории. Таким образом, произошло возвращение к существовавшему при Н. Г. Рубинштейне порядку, когда управление оркестром в симфонических собраниях входило в обязанности директора консерватории.
Как дирижер Сафонов обладал достоинствами, выдвинувшими его в ряд признанных мировых мастеров дирижерского искусства. Уже в середине 1890-х годов он завоевал широкую известность не только в России, но и в зарубежных странах (Германия, Чехия). Однако основным центром его дирижерской деятельности до 1906 года оставалась Москва. Концерты Московского отделения ИРМО под его руководством отличались свежестью, содержательностью программ и высоким уровнем исполнения. Наряду с классическими образцами музыкальной литературы он уделял большое внимание новым произведениям русских и зарубежных композиторов. Именно Сафонов впервые познакомил московскую публику со многими интересными новинками того времени.
В концертах ИРМО постоянно выступали хор и солисты — ученики консерватории. Среди произведений, исполненных силами учащихся или при их участии, можно назвать кантаты И. С. Баха, оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя и «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Реквием» В. А. Моцарта, Мессу До мажор и Девятую симфонию Л. ван Бетховена, первую часть оратории «Рай и Пери» Р. Шумана, сюиту из «Млады» и «Песнь о вещем Олеге» Н. А. Римского-Корсакова, Первую симфонию с хором А. Н. Скрябина1.
Консерватория откликалась на знаменательные события культурной жизни: в 1897 году был дан ученический концерт к 100-летию со дня рождения Ф. Шуберта. Годичный акт 1898/99 учебного года посвятили 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, широко и торжественно отмечавшемуся по всей стране. На следующий день после актового вечера, в котором исполнялись про изведения русских композиторов на пушкинские тексты и сюжеты, женский хор консерватории вместе с хорами других московских учебных заведений исполнил перед памятником Пушкина кантату памяти великого поэта, специально написанную к этой дате М. М. Ипполитовым-Ивановым на слова В. И. Сафонова. Памяти Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского посвятили один из общедоступных концертов консерватории, проводившихся в начале 1900-х годов под управлением Сафонова в помещении цирка на Воздвиженке.
Важным событием явилось совместное исполнение силами двух консерваторий оратории А. Г. Рубинштейна «Вавилонское столпотворение» 16 ноября 1902 года по случаю открытия в Петербургской консерватории скульптурного памятника ее основателю. Дирижировал объединенным коллективом исполнителей директор Московской консерватории Сафонов.
Сафонов стремился пропагандировать и творчество воспитанников консерватории, включая их сочинения в программы открытых концертов. 17 марта 1892 года Рахманинов сыграл в экстренном симфоническом собрании в пользу нуждающихся учащихся одну часть своего Первого фортепианного концерта. Оркестром дирижировал Сафонов. Под его управлением впервые прозвучала Первая симфония Р. М. Глиэра, написанная им к окончанию консерватории в 1900 году. Годом позже Московскую консерваторию оканчивал С. Н. Василенко, представивший в качестве выпускной работы кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре». В следующем сезоне была исполнена экзаменационная работа Л. В. Николаева — кантата «Гимн духовной красоте» на стихи П. Б. Шелли.
В 1890-х — начале 1900-х годов был публично показан и ряд ученических оперных спектаклей, в том числе «Все они таковы» («Cosi fan tutte») В. А. Моцарта, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Вольный стрелок» К. М. Вебера, «Виндзорские кумушки» О. Николаи, «Фераморс» А. Г. Рубинштейна, а также уже ранее ставившиеся «Фиделио» Л. ван Бетховена и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.
Все эти факты свидетельствуют о серьезной постановке оперного класса в консерватории.
Занятия в хоре являлись обязательными для учащихся всех специальностей. Высокий уровень хорового и оркестрового дела засвидетельствован многими видными, авторитетными музыкан тами, обучавшимися в те годы в Московской консерватории. Помимо приобретения необходи мых практических навыков участие в коллективных классах способствовало общему развитию учащихся, расширяло их знакомство с музыкальной литературой.
Ценным культурно-просветительным мероприятием стала организация выездных концертов консерваторского оркестра в расположенных неподалеку от Москвы городах (Тула, Владимир) в 1902 году.
Из специальных классов консерватории наиболее сильными в то время были фортепианные, возглавлявшиеся В. И. Сафоновым и П. А. Пабстом. Именно на 1890-е годы приходится расцвет педагогической деятельности Сафонова, в классе которого в ту пору занимались будущие крупнейшие мастера пианистического искусства, прославившиеся на исполнительском или педагогическом поприще. Одновременно с А. Н. Скрябиным в 1892 году окончил Московскую консерваторию И. А. Левин, завоевавший мировое признание как пианист феноменальных, неограниченных виртуозных возможностей. К ученикам Сафонова по классу специального фортепиано принадлежат также Е. А. Бекман-Щербина, Р. Я. Бесси-Левина, А. Ф. Гедике, Е. Ф. Гнесина, М. Н. Мейчик, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев.
Среди окончивших консерваторию по классу Пабста должны быть в первую очередь названы А. Б. Гольденвейзер и К. Н. Игумнов, вскоре приглашенные для преподавания в Московскую консерваторию и создавшие в ней впоследствии собственные пианистические школы.
Преемником П. А. Пабста стал его ученик К. А. Кипп, приступивший к работе в консерватории еще в начале 1890-х годов и выдвинувшийся в ряды ведущих педагогов фортепианного класса.
В 1898 году профессором класса специального фортепиано стал и А. Н. Скрябин. Не обладая склонностью к педагогике, он через несколько лет отказался от нее. Но влияние тонкой художественной индивидуальности Скрябина оставило неизгладимый след в памяти его воспитанников.
В этот период закладывается традиция активного, успешного участия воспитанников фортепианных классов консерватории в различных исполнительских конкурсах. Победителем Второго Международного конкурса имени А. Г. Рубинштейна (Берлин, 1895) стал И. А. Левин, почетными дипломами на Третьем Международном конкурсе имени А. Г. Рубинштейна (Вена, 1900) были отмечены выступления А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзера и Н. К. Метнера.
Будучи прекрасным исполнителем камерной музыки, В. И. Сафонов очень большое значение придавал ее освоению. Именно у него в классе камерного ансамбля занимались К. Н. Игумнов и А. Б. Гольденвейзер, ставшие впоследствии не только выдающимися солистами, но и замечательными интерпретаторами камерного репертуара.
- В основу перечислений подобного рода положена хронология дат жизни авторов называемых про изведений. [обратно]