Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Взглянуть по-новому //

8 апреля 2009 / В череде событий

Несколько дней назад «Российский музыкант 2.0» публиковал фоторепортаж с очередной встречи «Междисциплинарного клуба» из цикла «Консерватория + Университет». Сегодня — живой отклик на него Ольги Геро

Музыка — одно из самых таинственных и загадочных явлений мироздания. Как было бы просто, если в отношении «музыка — слушатель» музыка играла бы роль проводника между эпохой, стилем, композитором, жанром и слушателем, который ловил бы ее импульсы и пытался их расшифровать. Как было бы просто, если бы эта связь была односторонней. А тайна как раз и заключается в том, что музыка отражает изменения, происходящие в человеке-слушателе, его взросление; она является своеобразным индикатором человеческого роста: физического и духовного. Может быть, это показывает не столько музыка, сколько наше восприятие? Конечно, чем больше человек знает, чем большими профессиональными навыками в области музыки он обладает, тем больше его шансы на владение материалом. Однако знание не всегда способно помочь охватить смысл музыки; зачастую оно только помогает объяснить наши ощущения. А как иногда сложно бывает ответить на кажущийся таким простым вопрос: почему понравилась или не понравилась музыка? Для того чтобы полностью погрузиться в произведение, понять его и воспринять, слушателю приходится обращаться и к интеллекту, и к интуиции.

Такое неоднобокое восприятие музыки раскрывает перед человеком новый незнакомый мир, позволяет по-новому услышать ее, открыть в ней то, что скрыто, и в конце концов найти себя самого. Импульсом этому могут служить различные тренинги, семинары, обсуждения в свободной форме, объединяющие профессионалов, так или иначе соприкасающихся с жизнью души и с творчеством.

Одним из таких семинаров стала встреча психологов, социологов и музыкантов, организованная профессором М. В. Карасевой 20 марта 2008 года. Само название — «Стратегии музыкального творчества» — уже отражало участие слушателей в творческом акте. Это было настоящее действо. Поскольку речь шла о киномузыке, то Марина Валериевна организовала ролевую игру, в которой участвовали режиссер, помощник режиссера, звукорежиссер, продюсер, независимые эксперты. По нескольким фрагментам нужно было воссоздать зрительные образы, домыслить сюжетную линию, определить психологические параметры, связанные с бытованием музыки как живого существа, то есть с ее пространственностью, местом, температурой. Если эти характеристики музыки можно назвать физическими, то к духовной области, несомненно, принадлежит категория ценности, которая включает в себя пары: новизна — штамп, высокое — банальное. На основе такого анализа предлагалось описать и объяснить сочинение, прибегая к понятиям теории музыки и «переводя» их на «человеческий» — ассоциативный, образный — язык.

Свои концепции, рассуждения и замечания высказывали не только «независимые эксперты», но и носители определенных ролей, которые примерили маски и, вжившись в образ, смогли найти в себе или оживить, извлечь на поверхность, артистические способности. Высказывания сопровождались комментариями, в процессе изложения мысли рождались новые идеи. Встреча все больше приобретала характер дружеской, непринужденной беседы, когда участники делятся своими наблюдениями, ощущениями, не боясь показаться неловкими, незнающими, некомпетентными. Создание такой доброжелательной атмосферы увлеченности в большой мере заслуга организатора и руководителя этой встречи М. В. Карасевой, умеющей поощрять раскрытие нестандартных ракурсов восприятия и искренно радоваться этому.

Как оказалось, этот семинар-тренинг, помимо чисто познавательной, имел и практическую психологическую пользу: выражая свои ощущения, участники раскрепощались, разрешали себе творить, давали свободу и волю мысли. Несомненно, эта встреча оставила след в пространстве сознания, что отразилось на «листах отзывов». А может быть, для кого-то, кто, слушая музыку, привык только определять форму и гармонию, обращать внимание на тембры, ритм, штрихи, она была отправной точкой к развитию, выходу из футляра стандартов и штампов. В конечном итоге, такого рода встречи могут стать следующей ступенькой профессионального и духовного взросления, наделив человека новым ощущением музыки и себя самого.

Ольга Геро

Откликнуться