Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).
Сегодня вышел пилотный номер журнала «Российский музыкант 2.0». Это стало не только попыткой сверстать красивый журнал, но и попыткой сделать это в open-source верстальной программе — то есть в Scribus. Это не первое общение со Scribus, но первое — в смысле создания только в нем законченного продукта.
У программы есть как объективные плюсы, так и столь же объективные минусы (применительно к задаче создать PDF для веба).
Сегодня вышел первый, пилотный номер журнала Московской консерватории «РоссийскийМузыкант 2.0», подготовленного командой портала Московской консерватории «Российский музыкант 2.0».
Журнал основан на материалах сайтов Московской консерватории. Он будет выходить в электронном виде ежемесячно, в последний день месяца и всегда будет свободно доступен на rmusician.ru и issuu.com.
В этом номере:
В стенах консерватории: Свободный обмен мнениями (встречи с и. о. ректора профессором А. С. Соколовым)
Интервью: Интервью с Людгером Ломанном (К. Волостнов беседует с органистом перед его мастер-классами в Московской консерватории)
Фото: Окрестности консерватории: Кисловка (фотопрогулка Ивана Старостина и Владимира Громадина)
Летопись Московской консерватории: Фестивали, конференции, мастер-классы и встречи за прошедший месяц
6 марта на мировом небосклоне современного искусства одной звезды стало меньше. Скончался Анри Пуссер (Henry Pousseur) — наш великий современник, один из композиторов, определивших пути развития Новейшей музыки в Европе. Его имя вместе с Булезом, Штокхаузеном, Ноно и другими вписано в историю авангардного движения — сугубо элитарного по своей сути и новаторского для своей эпохи. Но парадоксальным образом творчество Пуссера освещено не только именем Антона Веберна — кумира адептов и лидеров Второго авангарда. Миросозерцание и эстетика композитора были вовлечены в круговорот целых эпох и культур, отважно простираясь в пространство Klangfarbe древних народов и цивилизаций. С непреложной страстью Пуссера интересовали онтология этногенеза в жанре причудливых полистилистических коллажей и космических мистерий («Планетарные голоса и виды») и ожившие мифы Эллады в эстетике орфического искусства («L’école d’Orphée»). И среди прочих здесь — имя Икара, ставшее для Анри Пуссера своеобразным мифологическим архетипом творчества. Номинология этого образа дала жизнь оригинальному композиционному методу — «Methodicare» (название образовано от сложения слов «Method» и «Icare»; по словам автора, образ Икара ассоциировался с идеей освобождения — Liberation — в композиционном плане вариабельности). Имя Икара продолжало бытовать в собственных сочинениях Пуссера («Икар африканский») и даже виртуальном пространстве, став частью его логина электронной почты…
На протяжении первых недель второго семестра в Московской консерватории проходили важные встречи и. о. ректора профессора А. С. Соколова с преподавателями и студентами факультетов: Дирижерского (19.02), Оркестрового (24.02), Вокального (25.02), Композиторского (11.03), Фортепианного (12.03), Историко-теоретического (18.03).
Встречи проходили в деловой и дружественной обстановке, часто в переполненном помещении 21-го класса и, несомненно, имели для вуза судьбоносный характер. В ходе совместной дискуссии возникали самые разные вопросы — творческие и учебно-производственные, хозяйственные и организационные. Затронутые проблемы были весьма животрепещущими, многие из них потребовали незамедлительного решения. Именно этим объясняется повышенное внимание студенческо-преподавательского коллектива консерватории к инициативе профессора А. С. Соколова обсудить все коллегиально.
«Сюита зеркал» А. М. Волконского, написанная в 1959-60 гг., принадлежит к числу тех произведений композитора, которым в свое время суждено было сыграть большую историческую роль.
Обращение Волконского во второй половине 50-х годов к таким достижениям западноевропейского музыкального мышления, как серийная техника, додекафония (впервые в фортепианном цикле «Musica stricta», 1956) не только свидетельствовало о новом этапе эволюции стиля самого композитора, но и привело к возникновению новых тенденций в развитии отечественной музыкальной культуры. Именно Волконский явился первооткрывателем направления в русской музыке, которое часто называют «авангардом» или «русским авангардом». Такие сочинения, как «Musica stricta», «Сюита зеркал», «Жалобы Щазы» символизировали разрыв группы композиторов-новаторов с традиционными методами композиции и с теми художественными установками, которые объединяли выдающихся мастеров-новаторов предшествующего поколения — Прокофьева, Мясковского и др.