У нас должна быть культура!
18 сентября 2008 / Жизнь консерватории
17 сентября 2008 года в клубе Московской консерватории прошла встреча студентов с консерваторским руководством. На ней присутствовали как деканы факультетов и руководители различных подразделений (от представителей Деканата по работе с иностранными учащимися до администрации общежития), так и наиболее важный для студентов, в том числе в силу своей обычной недосягаемости, человек — проректор по административно-хозяйственной работе Сергей Игоревич Розанов.
Важный — потому что от работы его ведомства зависит обыденная жизнь консерватории. Такие подразделения не занимаются творчеством, этих сотрудников далеко не все знают в лицо, но без их ежедневного труда Московская консерватория не смогла бы стать одним из лучших музыкальных вузов мира.
И, как отметил С. И. Розанов, «небольшое число пришедших на встречу студентов говорит о том, что непонятных и неразрешенных вопросов сейчас не так уж и много». Более того, если в недалеком прошлом были случаи, когда до руководства административно-хозяйственного ведомства проблемы доходили уже практически в виде разборок, то сейчас оно само идет на контакт со студентами.
Безусловно, не все так радужно: консерваторские студенты — масса индивидуализированная, и в общественную работу вовлекаемая с большим трудом. Часто важные проблемы ими не высказываются (тем более при традиционном российском пренебрежении к властям), а временные неурядицы — забываются сразу после их исчезновения. Да и место встречи (клуб общежития) и время ее проведения (пять часов вечера в будний день) — не самый удачный выбор: вспоминая свои студенческие годы, я могу с 90-процентной уверенностью сказать, что вряд ли просто физически смог бы прийти.
Но — встреча все же состоялась, и на ней были обсуждены многие важные для консерватории вещи.
Естественно, что, находясь в соседнем с общежитием зданием, собравшиеся не могли не сосредоточить основное внимание на теме «общаги». Это неудивительно: общежитие — не просто дом для сотен студентов и аспирантов, не просто сложный механизм, призванный обеспечивать комфортные условия для жизни и творчества, но и — к сожалению — отдаленная часть консерватории, ее периферия, что во многом усложняет взаимодействие с другими подразделениями. Вдобавок, постоянные неурядицы с проживанием, с бытовыми удобствами, уплотнением — из-за этого общежитие постепенно стало едва ли не самым запутанным клубком проблем в консерватории.
И поэтому ситуации с ним была посвящена длинная речь С. И. Розанова.
Цифры
С. И. Розанов, проректор по АХР
Сегодня: в общежитии сейчас проживает 695 человек, при этом необходимо заселить еще 36 человек (правда, в ноябре должны выехать 27 аспирантов 2005 года поступления, однако часть из них продлит срок своего пребывания здесь). При этом здание изначально рассчитано на 453 человека. В связи с этим уплотнение (трое человек в комнату вместо двух, как раньше) будет продолжено. Началось оно с первокурсников и постепенно (но не сразу!) охватит всех.
Такое количество проживающих возникло в том числе за счет иностранцев. По словам проректора, «это вынужденная ситуация»: Московской консерватории пришлось даже пойти на такую крайнюю меру, как изменение в правилах приема. Уже второй год в них стоит фраза о предоставлении общежития «только при наличии свободных мест». Декан дирижерского факультета, профессор Станислав Семенович Калинин также призвал к терпению, обратив внимание на то, что несмотря на уплотнение, условия жизни в общежитии явно улучшаются. Тем не менее, катастрофически не хватает не только комнат, но и репетиториев: сегодня их 43, при этом инструменты (часто требующие капитального ремонта) стоят лишь в тридцати.
Завтра: студенческий комплекс планируется существенно расширить. Будут построены несколько башен (в том числе 13-этажная), 25-метровый бассейн, конференц-зал, существенно увеличат количество репетиториев (предполагается по 5 на этаж). Более того, этот план перестройки студенческого комплекса уже утвержден, в том числе Мэром г. Москвы Ю. М. Лужковым.
В целом вместимость общежития будет увеличена в два раза и составит 900 человек. Предусмотрено и проживание семейных пар, и места для приезжающих, например, на мастер-классы.
Клининг вместо уборки
Сегодня Московская консерватория заключила договор на уборку своих зданий с клининговой компанией. С. И. Розанов пообещал, что в ближайшие неделю-две этажи общежития «заблестят», в них полностью заменят плитку и отмоют.
Сейчас уборка происходит два раза в день, что, в общем-то, вполне достаточно.
За лето был произведен ремонт центрального входа, поставлены новые стиральные машины (и что не менее важно — система работы с ними удобна для студентов). Но проректор прямо сказал, что его «не устраивает, как здесь работает инженерно-техническая служба», и скоро в общежитии появятся свои рабочие, в том числе сантехник, электрик и так далее.
В общежитии теперь есть собственный настройщик, который отвечает за рабочее состояние инструментов; точнее, тех их них, которые вообще имеет смысл поддерживать в рабочем состоянии. Вдобавок, в первом квартале будущего года будут закуплены новые инструменты для общежития, что не может не радовать. Таким же образом будет решена проблема с пультами.
Причем прозвучала и поддержка оптимизма администрации: представитель Студенческого совета (Павел Цветков) искренне поблагодарил директора Студенческого комплекса Ольгу Ивановну Ярцеву за «прекрасную подготовку к началу учебного года».
«У нас должна быть культура»
Однако у всех улучшений есть и оборотная сторона: многие проблемы общежития создают сами проживающие. Практически все пришедшие на встречу — и представители административной части, и деканы, и студенты — обязательно упоминали о грязи на кухнях (там «просто неприятно находиться») и бесконтрольном курении в общежитии.
Странно, что такая элементарная вещь — «убрать за собой мусор» — стала камнем преткновения для, в общем-то, высококультурного учреждения. Как выяснилось со слов самих студентов, проблема настолько застарелая, что часто никакие убеждения не помогают: люди, оставляющие после себя отходы, так и продолжают их оставлять, даже не утруждая себя выбрасыванием в мусоропровод (до которого буквально пара метров). И при нынешнем количестве проживающих мусор подчас скапливается в таких количествах, что убирать его вручную просто невозможно. Налицо какое-то крайнее неуважение к своим соседям, которое для большинства присутствующих оказалось даже не странным, а просто непостижимым. «Ведь у всех студентов есть семья, и в ней никто не бросает мусор на кухне», — посетовал декан оркестрового факультета Владимир Михайлович Иванов.
Наиболее радикальное (но вместе с тем, по общему признанию, и наиболее действенное) предложение выдвинул декан дирижерского факультета С. С. Калинин: пусть за неубранные отходы отвечает весь этаж, «если не материально, то хотя бы морально». «У нас должна быть культура», студенты должны чувствовать ответственность за то, что для них сделано. При этом он сурово добавил, что в бытность его в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова в таких случаях, отстаивая честь курса, ученики сами разбирались с нарушителями при помощи кулаков.
Правда, в конечном итоге сошлись на менее кардинальном выходе из ситуации: студенческому совету вменили в обязанность воздействие на нерадивых студентов, в том числе через их педагогов по специальности; «если мы будем об этом узнавать не из приказа или служебной записки, то всем будет значительно лучше», веско завершил дискуссию В. М. Иванов.
Новый подоконник в общежитии, уже прожженный окурками
Но вот в вопросе о курении все были единодушны: курить надо бросать. Розанов обещал подумать о возможном разрешении курения на балконах (минус — безответственно бросаемые на тротуар окурки), но, тем не менее, настаивал на здоровом образе жизни, сказав, что сам тоже когда-то выкуривал по две пачки в день, а теперь — не курит, рад этому, здоров и наслаждается жизнью. Вспомнили и о том, что в Европе к курению относятся гораздо строже, и уж в консерватории как учебном заведении (а общежитие — часть учебного заведения) просто недопустимы послабления.
Даешь интернет народу!
Всплыла и действительно серьезная для общежития проблема — отсутствует нормальное подключение к сети Интернет. Точнее, все комнаты имеют выход в сеть, но цены по сегодняшним московским меркам весьма и весьма «кусачие». В результате возможность подключения используют очень немногие. Кто-то пользуется случайно ловящимся бесплатным Wi-Fi, а большинство просто не имеет возможности выйти в сеть.
И здесь руководство пошло навстречу студентам: вопрос о смене провайдера (или смене тарифов) поставлен на повестку дня, и администрация будет сотрудничать по этому вопросу со Студенческим советом.
Говорилось и о многих более мелких и частных проблемах: вопросах совместного проживания с иностранцами, прохода гостей (в том числе, родителей) в здание общежития. Но, как подытожил С. С. Калинин, есть «много проблем, которые надо просто утрясти».
Их перетряхивание оказалось довольно полезным, осталось надеяться, что встречи с администрацией будут проходить чаще и вызывать больший энтузиазм у студентов. Ведь реально слишком многое зависит не только от руководства: мы сами можем сделать консерваторию уютной, для этого всего лишь надо относиться к ней как к своему большому дому. Перестать бросать мусор где попало, тушить окурки о подоконники, наплевательски относиться к своим друзьям и просто соседям. Наконец, в случае возникновения проблем — пытаться их организованно решать.
Главным итогом встречи, по сути, стала настоятельная необходимость эффективной работы самих студентов: чтобы Студенческий совет, студенческий профком или кто бы то ни было занимались не только защитой прав студентов и организацией дискотек, но и воспитанием культуры, наряду с обеспечением реальной связи с административно-хозяйственной службой. Она готова идти навстречу, но студенты пока не стремятся решать проблемы сами, предпочитая перевалить всю ответственность на подчас мифические обязанности администрации.
Иными словами, если мы хотим, чтобы поводов для специальных встреч становилось все меньше и меньше — нужно начинать с себя. И «всем будет значительно лучше».
Ответ (Владимир Громадин):
сентября 21, 2008, 17:13
И тем не менее остается Камерный хор Тевлина, который вроде как более чем качественно выступает
(тысячу лет не слышал факультетский хор, ничего не могу сказать
а на кого хотели менять руководителя хора, если не секрет?
…вообще-то заявление курса — это одно, а ультимативное и обоснованное требование (и в письменной, и в устной форме) работающего (а не как сейчас…) студпрофкома или студсовета — немного другое. Вообще-то именно эти органы должны регулировать подобные конфликты (и отстаивать интересы студентов, для этого имея более тесные связи с ректоратом, чем обычно). Но даже несколько месяцев назад, когда была проблема с тем, чтобы остаться летом в общежитии, ее никто организованно решать не захотел, несмотря на серьезное возмущение. Зато вера в начальство была, ибо все в индивидуальном порядке писали заявления тому же начальству. То есть проблема имела решение и могла бы быть решена организованно (причем в любом случае только через администрацию) — но все предпочли ее решать сами по себе, тем самым увеличив масштаб сложностей… И не застраховав себя от повторения проблемы в следующем году (при том, что такая неурядица уже второй год). То есть многое решить можно, собравшись (как и с грязью на кухнях) — но именно в пункте «собравшись» и начинается настоящая проблема.
Собственно, на собрании речь шла, в первую очередь, об организационных вопросах — все, что связано с административно-хозяйственной частью, которая творческими вопросами не занимается (извиняюсь, что специально в статье этот пункт не подчеркнул). Можно, конечно, было бы поговорить и о других проблемах — но присутствовавших, видимо, они не очень сильно волновали…
…если не хотите, чтобы оазис превращался в болото (и видите пути выхода) — тогда надо выстраивать четкое взаимодействие ректората и студентов на постоянной основе. И оно будет работать, поверьте… Но сначала надо это взаимодействие организовать