Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).
Как категории музыкального мышления лад и тональность кажутся совершенно не подходящими тому методу композиции ХХ века, который получил названия серийность, додекафония, двенадцатитоновая композиция. Преодоление трехвекового господства мажорно-минорной тональной системы вызвало к жизни такое многообразие новых выразительных систем, какого не было ни в одной из предшествующих эпох. Обновление музыкального языка приобрело невиданную интенсивность. Серийный метод, сформировавшийся на пересечении главных направлений развития западноевропейской музыки, в традиционном смысле занял место тональности, но только старой тональности. Однако серийность — это новый принцип музыкальной композиции с новой языковой системой с утонченной и строгой логикой взаимосвязи. В 1933 году А.Веберн говорил: «Было бы неверно считать, что метод композиции соотнесенными друг с другом тонами представляет собой лишь «заменитель тональности»… Создавать все более тесную взаимосвязь! Вот что породило эту технику сочинения»1.