Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Где ты, Алена?.. //

20 декабря 2007 / Конкурсы

«О-о-о! Стра-ди-ва-а-ри-и!!!» — вот что могли бы мы сказать, блаженно купаясь в неге медово-пушистых обертонов, курящихся в БЗК на заключительном концерте V Московского международного конкурса имени Паганини.

Дух захватывало только от одного «букета» инструментов: лауреат III премии Антал Салаи (Венгрия) играл на Страдивари 1733 года, Павел Милюков (II премия, класс проф. В. Иванова) — Жана Батиста Вильома 1875 года, 16-тилетняя Ольга Волкова (II премия) концерт Паганини исполняла на скрипке ex-Paganini работы Карло Бергонци 1720 года!

Прекрасные мастера играли на редкость замечательно. Строгое и объективное жюри выбирало лишь тех, чья игра отличается не только безупречной техникой, но и блеском настоящего таланта. Уникальный вариант I концерта Шостаковича представил публике БСО под управлением Владимира Зивы, сыграв первую и вторую части с кореянкой Юра Ли (III премия), а третью и четвертую — с П. Милюковым. Говорят, в Европе конкурс уже называют не иначе как «русский культурный „Давос“ — аристократичное, элитарное событие, которое провоцирует моду на интеллект».

Чуть придя в себя от восторгов в антракте, с первых же звуков Моцарта Дмитрия Ситковецкого (во втором отделении по традиции выступают члены жюри!), игравшего на скрипке ex-Reifenberg работы Страдивари 1717 года, почувствовали себя персонами с полотен Шагала. А головоломная техника в I части концерта Крафта у безупречного Александра Рудина (виолончель Доменико Монтаньяна 1740 года) повергла слушателей в священный ужас… Долго не отпускали со сцены во всех отношениях прекрасную Иду Гендель (Страдивари 1690 года). Как и Д. Ситковецкий, в роли дирижера выступил председатель жюри Сергей Стадлер, одновременно исполнив партию солиста в V концерте Паганини (скрипка Гваданьини). Художественный руководитель и организатор фестиваля «Скрипка Паганини в Эрмитаже» обладает еще и завидным титулом первого музыканта в мире, удостоенного чести играть на скрипке легендарного Маэстро.

Вечер был ошеломляюще-фантастическим во всем, даже в деталях. Если театр начинается, как мы знаем, с вешалки, то здесь — с роскошно оформленных пригласительных (вместо билетов! всему залу!!) в придачу с драгоценными буклетами в подарок. Они-то и поведали, что конкурс приурочен к 27 октября — дню рождения Паганини и организован Фондом инвестиционных программ семьи Максима Викторова. Фонд, кроме всего прочего, оказывает поддержку ГАБТу, Суворовскому училищу, помогает консерватории обеспечивать студентов инструментами из Госколлекции. А накануне III конкурса им была приобретена скрипка Карло Бергонци, принадлежащая самому Никколо Паганини.

Алене Баевой, обладательнице Гран-при II конкурса, сказочно повезло с наградой: победитель получал право в течение года играть на скрипке Страдивари! К сожалению, с тех пор на русском «Давосе» не было Гран-призеров, а в этом году не присуждена даже первая премия. Статуэтка Паганини терпеливо ждет своего победителя — где же ты, отзовись? Конкурс закончился — конкурс начинается!

Опубликовано в газете «Российский музыкант», декабрь 2007

Откликнуться