Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

«Бестиарий» //

20 февраля 2008 / Концерт

В прошлом году в гостиной Юргенсона был представлен проект Владимира Смоляра — опера-концерт «Бестиарий». 11 поэтов — Владимир Аристов, Игорь Вишневецкий, Мария Галина, Марианна Гейде, Вадим Месяц, Андрей Родионов, Мария Степанова, Андрей Тавров, Борис Херсонский, Шиш Брянский и Аркадий Штыпель и присоединившийся к ним голос Д. А. Пригова, пять московских композиторов — Сергей Загний, Владимир Мартынов, Федор Софронов, Ольга Субботина и Антон Ровнер при участии «Ансамбля ХХ век» (руководитель Мария Ходина), дирижера Константина Хватынца и режиссера Сергея Головецкого показали 12 дорогих их сердцу существ: от летучего волка до обезьяны, от мамонта до кельтской черепахи. Бестиарий — позабытый средневековый жанр описания реальных или мифических животных в стихах — возродился в новой для него форме. Собирая, а скорее вбирая в себя не только зверей, но и поэтов, композиторов, художников.

Подобные поэтические фестивали — это, пожалуй, самая интересная культурная инновация последнего времени. Молодые поэты самоорганизуются без «старших» — без внешнего кураторства, не надеясь при этом ни на какую материальную выгоду. Действо получилось мерцающим: как представители самого технического из искусств, музыканты были безупречны (особенно дирижер), поэты же вели себя по-разному.

Не чуждые музыке Владимир Аристов, Игорь Вишневецкий, Борис Херсонский и сам себе перформанс Шиш Брянский выступили удачно, громогласный Андрей Родионов, декламировавший свое известное стихотворение «Дельфин», драматически боролся с музыкой, но она его все-таки победила. Остальные читали в своей обычной манере, то совпадая, то выпадая из музыки, так что дирижеру и музыкантам приходилось к ним приспосабливаться, что называется, на ходу.

«Бестиарий» Владимира Смоляра — настоящая опера. Мы так привыкаем к словам, вернее, к их значениям, что порой удивляемся несовпадению с привычным… Как так — поэты читают стихи под музыку, называя это оперой? А опера прежде всего означает «сочинение», «драма или комедия, положенная на музыку».

Само по себе решение соединить в одном представлении авангардную музыку и современную поэзию — крайне смелый шаг. Ведь зачастую поклонники музыкальной культуры не уделяют большого внимания стихам молодых авторов, а любители поэзии настороженно относятся к творчеству сегодняшних композиторов.

Анастасия Селиванова,
студентка IV курса

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», февраль 2008

Откликнуться