В поисках новых решений
22 марта 2008 / Концерт
В рамках фестиваля «Московская осень» в Доме композиторов прошел концерт Ансамбля солистов «Студия новой музыки» (художественный руководитель — проф. Владимир Тарнопольский, дирижер — з. а. РФ Игорь Дронов).
В отличие большинства других концертов фестиваля этот вечер, основанный преимущественно на музыке авангарда, стилистически был менее эклектичен. Более разнообразными также были инструментальные составы музыкальных произведений. В некоторых номерах звучал голос, а в финальном сочинении был задействован Ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского.
Концерт начался с произведения «Игра теней» Алексея Наджарова для полного состава ансамбля. Несмотря на некоторую подражательность письма, сочинение обладало живой динамикой, разнообразной красочной палитрой и достаточно четким ритмическим контуром. Вокальный цикл Антона Ровнера «Сквозь сумрачный покой» для сопрано, флейты и скрипки, написанный на стихи Виктории Андреевой, отличался тонкой виртуозной фактурой, атональной гармонией и лирическим экспрессивным настроением. В «Польском танго» Федора Софронова были использованы бас-кларнет, скрипка и фортепиано. В сочинении, наделенном модернистской гармонией, эклектической инструментальной фактурой и формой, был целый ряд интересных инструментальных решений. Весьма динамично прозвучало «Ja-ja» Алексея Сысоева, написанное для 9 инструментов, в ключевых разделах которого регулярная моторная ритмика сменялась более усложненными фактурными изысками. Очень хорошее впечатление произвел «Микрокосмос» Юрия Воронцова — драматическое произведение, органично сочетающее в себе стремление к поиску новых, оригинальных инструментальных звучаний с романтической эмоциональной выразительностью.
Второе отделение открыло одно из самых впечатляющих сочинений концерта, созданное Александром Вустиным, — «Театр» для голоса и инструментального ансамбля на стихи Д. Щедровицкого. Яркая выразительность, красочная инструментовка и органичное сочетание простых ритмических структур в вокальной партии со сложными инструментальными пассажами придавали ему неповторимое своеобразие. Adagio a-moll Леонида Бобылева, обладающее ярко выраженным романтическим настроением и богатой тембровой палитрой, было достаточно традиционно по манере письма. Тем не менее многие инструментальные и фактурные решения композитора, богатство и изысканность тембров его музыки не уступали сочинениям других авторов. Несмотря на отсутствие оригинальности индивидуального почерка, «Treny III» Вирко Балея для бас-кларнета запомнилось благодаря достаточно интересной и виртуозной фактуре. Наибольший исполнительский состав был задействован в финальном «Anthilada» Игоря Кефалиди, написанном для ансамбля инструментов, солирующих ударных и электронных звуков. Вся эта объемная звуковая масса создала яркую и разнообразную палитру, в которой выделялись динамичные моторные ритмы, занимавшие едва ли не главное место в сочинении.
Нельзя не отметить высокий уровень мастерства как отдельных солистов, так и коллектива «Студия новой музыки» во главе с И. Дроновым, а также всемирно признанного Ансамбля ударных инструментов М. Пекарского, прекрасно справившихся с трудностями современных партитур. И хотя явного ажиотажа вокруг премьерных сочинений на этот раз не наблюдалось, зал был полон, что свидетельствовало о неослабевающем внимании публики к звуковым новациям и проблемам эволюции музыкальных стилей. Демонстрация всевозможных композиторских школ, творческих индивидуальностей и манер в сочетании с контрастирующими инструментальными составами сделали концерт многоплановым и по-настоящему интересным, придав ему некое интригующее начало.
Анастасия Селиванова,
студентка IV курса
Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», март 2008