Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Глава первая. Рукописи и библиографические редкости (иллюстрации)

28 мая 2009 / Московская консерватория: материалы и документы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рукописи и издания XIX века

Праздники нотного пения.

5–е изд. М.: Синодальная типография, 1817.

21×16,5. НМБТ.ОРИР. Тит. л. и первая нотная страница.

С дарственной надписью Д. В. Разумовского: «В Московскую консерваторию от Дим. Разумовского. 2 Апр. 1869».

Beethoven L. Ouverture «Die Weihe des Hauses» en C maj[or] composée et dédiée à son Altesse Monseigneur le Prince Nicolas Galitzin par Louis van Beethoven (Бетховен Л. Увертюра «Освящение дома» ор. 124). Партитура. Авторизованная копия. [1825]. 22,5×30. С. 55. НМБТ. ОРИР. Данная копия содержит многочисленные редакторские пометы, уточнения и исправления, внесенные рукой Бетховена простым карандашом и обведенные черными чернилами. Часть помет (преимущественно на полях) осталась необведенной. Копия была, вероятно, выполнена в первой половине 1825 года специально для князя Н. Б. Голицына и послана ему в Петербург при посредничестве венского банкира Й. Хеникштейна в середине июля 1825 года, что отражено в разговорных тетрадях и эпистолярии Бетховена за указанный период.

Страница из «Тетради эскизов» Л. ван Бетховена. Автограф. 1825 г. 16,5×24. ГЦММК. Ф. 155. № 2

Верстовский А. Н. Гимн с хорами, сочиненный для госпожи Каталани в прологе к открытию Большого Петровского театра. Слова М. А. Дмитриева. 1825 г. Партитура. Рукописная копия конца 1820-х гг. 30×25. НМБТ. ОРИР. Из рукоп. собр. соч. А. Н. Верстовского. Т. 2.

Гимн входил в «Торжество муз» — пролог, исполнявшийся на открытии Большого театра в Москве 6 января 1825 года. Алексей Николаевич Верстовский (1799–1862) — русский композитор и театральный деятель. С 1823 года жил в Москве. В 1825 году стал инспектором музыки Дирекции московских театров (Большого и Малого). Многотомное собрание сочинений было завещано композитором МО РМО, затем перешло в библиотеку МК. 

Материалы МГКВерстовский А. Н. «Аскольдова могила». Романтическая опера в 4-х д. Партитура. Рукописная копия 1839 г. 32×25. Тит. л. и первая нотная страница. НМБТ. ОРИР. Из рукоп. собр. соч. А. Н. Верстовского.Т. 15–16.
Материалы МГК

Santini F. Domine exaudi me (Сантини Ф. Господи, услыши мя). 1847 г. [Мотет]. Автограф. Тит. л. и первая нотная страница. 22×28. НМБТ. ОРИР. Из рукописной коллекции русского дипломата А. Я. Скарятина. Т. 60.

На титульном листе посвящение А. Я. Скарятину: «Д. Alexandro Scareatine Musices cultori eximio. Amicorum dulcissimohanc sacram Cantionem ad musicos numerosmodulatam <…>» («Александру Скарятину, выдающемуся почитателю музыки. Милейшему из друзей это священное песнопение, на музыкальные номера разделенное <…>»). Фортунато Сантини (1778–?) — аббат, композитор, коллекционер. Александр Яковлевич Скарятин в 1840 –1850–е годы — секретарь русского посольства в Риме, страстный любитель музыки. Коллекция западноевропейской музыки, переписанная по заказу Скарятина в Риме, была передана в дар библиотеке МК в 1888 году.

Рубинштейн А. Г. Concerto pour le piano avec accompag nement d’orchestre / composé et trés respectueusement dedié à Son Altesse Imperiale Monsieur le Grand Duc Constantin Nicolajewitch par Antoine Rubinstein (Концерт для фортепиано с оркестром / сочинен и с уважением посвящен великому князю Константину Николаевичу Антоном Рубинштейном) [1849 г.]. Клавир. Рукописная копия второй половины XIX в. 26×34. Тит. л. и первая нотная страница. НМБТ. ОРИР. Из личной библиотеки великого князя Константина Николаевича

Palestrinas Werke. Bd. 14: Messen. Buch 5 / Hrsg.Fr. X. Haberl. Leipzig: Breitkopf & Haertel [1882] (Собрание сочинений Палестрины. Т. 14: Мессы. Кн. 5 / Ред. Ф. Х. Хаберль. Лейпциг: Брейткопф и Хертель, [1882]). 36×28. НМБТ. ОРИР. Из личной библиотеки С. И. Танеева. С многочисленными пометками С. И. Танеева.

Направник Э. Ф. Народные танцы для оркестра соч. 20. Переложение для фортепиано в 4 руки автора. № 1: Польский (Polonaise). СПб.: у А. Битнера, б. г. 34×27. НМБТ. ОРИР. С дарственной надписью Э. Ф. Направника: «В Библиотеку Московской Консерватории. Э. Направник 1876 г.»

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Откликнуться