Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Связь времен: старинное и современное. Бахиана //

20 апреля 2008 / Концерт

клавесинКак всегда предвкушая нечто необычное, публика начала собираться в фойе Рахманиновского зала задолго до начала концерта. И ожидания не были обмануты. Казалось, мы перенеслись на машине времени на три века назад. Пред взором публики предстали уникальные клавишные — копии старинных инструментов: на сцене — два клавесина, хаммерклавир, танген-клавир и симметрично расположенные на балконе клавикорд и орган-позитив. Так начинался концерт старинной музыки под названием «Из сокровищницы клавирной Бахианы», посвященный юбилею ФИСИИ.

Перед началом концерта профессор А. Б. Любимов, бессменный руководитель факультета, познакомил публику с каждым инструментом, объяснив его устройство и характер звукоизвлечения.

«Благодаря быстрой трансформации и огромному разнообразию инструментов даже внутри отдельно взятой страны одно и то же произведение могло быть интерпретируемо прямо в противоположном ключе, — сказал он. — Это полностью соответствовало нотам „белого“ текста».

Каждый музыкант был по-своему уникален в своей манере, но все вместе обнаружили глубокое понимание стилистики эпохи и владение барочными приемами игры, подлинную исполнительскую свободу и в выборе инструмента, и в индивидуальной трактовке сочинений. Мы услышали хорошую профессиональную игру — убедительность интерпретации обнаруживалась в стройности формы и отточенности деталей, тонкости нюансировки и хорошем туше. Всего лишь 10-15 лет тому назад о такой исполнительской школе в России можно было только мечтать! Бесспорное мастерство показали не только ведущие преподаватели факультета — доценты Ю. Мартынов и О.Мартынова, а также А. Шевченко, М. Успенская и, конечно же, профессор А. Любимов, но и их воспитанники — А. Коренева, В. Иванов, А. Непомнящая, О. Пащенко, имеющие, несмотря на юный возраст, солидную творческую биографию.

В числе произведений, заявленных в программе, были хорошо известные, хрестоматийные Хроматическая фантазия и фуга ре минор (клавесин, О. Пащенко), Фантазия и фуга ля минор (клавесин, А. Непомнящая), Партита ми мажор (клавикорд, Ю. Мартынов) И. С. Баха, а также редко исполняемые сочинения К.Ф.Э.Баха — «Вюртембергская соната» ля минор (клавесин, А. Коренева), «Свободная фантазия» (танген-клавир, А. Любимов), Соната № 6 соль мажор (танген-клавир, А. Любимов), Рондо «Прощание с клавиром Зильбермана» (хаммерклавир, Ю. Мартынов), Соната ля мажор (орган-позитив, А. Шевченко) и Соната соль мажор В. Ф. Баха (клавесин, О. Мартынова). Необыкновенно слаженно прозвучал ансамбль О. Мартыновой и М.Успенской, исполнивших I часть и Фугу из Концерта для двух клавесинов И. С. Баха и Сонату для двух клавиров соль мажор (танген-клавир — клавесин) И. К. Баха.

Удовольствию публики в тот вечер не было границ. Несмотря на длительность концерта, «зашкаливающего» за общепринятую 2,5-часовую норму, зал, казалось, просто купался в звуках и флюидах, исходящих от музыкантов! Там, на сцене, властвовали чародеи, а зрители с благодарностью вкушали плоды их труда и творческой фантазии.

Как быстротечны прекрасные мгновения… Но на время расставшись, мы с нетерпением ждем новой встречи c музыкантами. И уверены — разлука не будет долгой!

Мария Макарова

Опубликовано в газете «Российский музыкант», апрель 2008

Откликнуться