Планета Лемана
16 февраля 2009 / Концерт
10 декабря в Зале имени Н.Я.Мясковского состоялся концерт «Учитель и ученики», посвященный выдающемуся композитору и педагогу, народному артисту РСФСР, лауреату Государственной премии СССР, профессору Альберту Семеновичу Леману (1915-1998) и приуроченный к 10-летию со дня его кончины. Звучали музыка А. С. Лемана и его учеников, а также произведения, посвященные памяти композитора. В концерте сочетались единство школы и разнообразие личностей, преемственность поколений и новизна каждой последующей эпохи.
Почтить память учителя пришли лишь некоторые из его учеников, ибо общее число воспитанных Альбертом Семеновичем композиторов и музыкантов за время его более чем пятидесятилетней педагогической деятельности поистине огромно. Однако даже столь небольшого их числа с лихвой хватило для двухчасового, до краев наполненного музыкой и воспоминаниями концерта! А поскольку в своем методе преподавания А. С. Леман во главу угла всегда ставил воспитание творческой универсальности, разносторонности, концерт прошел почти без привлечения исполнителей «со стороны»: музыкальное, словесное и визуальное пространство было создано учениками и коллегами Альберта Семеновича.
Звучала музыка как самого А.С. Лемана, так и его учеников, а также произведения, посвященные памяти композитора. Таким образом, в концерте сочетались единство школы и разнообразие личностей, преемственность поколений и новизна каждой последующей эпохи. Уже за двадцать минут до начала концерта, пока в зале собиралась публика, композитор Л. Родионова начала делиться воспоминаниями об учителе, поведав о наиболее интересных моментах ее общения с Альбертом Семеновичем и сразу настроив зал на волну памяти и уважения к выдающемуся человеку, более 25 лет возглавлявшему кафедру композиции.
Много теплых и искренних слов сказала профессор Т. А. Чудова, напомнившая присутствующим, что именно по инициативе А. С. Лемана в Московской консерватории после более чем пятидесятилетнего перерыва был восстановлен самостоятельный композиторский факультет. Его идеей было и создание Концертного зала имени Н. Я. Мясковского на месте Белого зала, успешно реализованное благодаря поддержке ректора профессора Т. А. Алиханова. Торжественное открытие зала состоялось 3 декабря 2007 года (ровно через 9 лет после кончины Альберта Семеновича), и именно в этом зале год спустя зазвучала его музыка…
Открывали вечер виолончелист Дмитрий Чеглаков, ученик А. С. Лемана по композиции, и пианист Сергей Голубков, доцент композиторского факультета, исполнившие четыре из Пяти пьес для виолончели и арфы в авторской версии для виолончели и фортепиано. В их интерпретации замечательное произведение А. С. Лемана в течение двадцати минут «не отпускало» зал, а бережное отношение исполнителей к авторскому замыслу передалось слушателям, наполнив их сердца теплотой и благодарностью. Учитывая техническое совершенство и превосходную сыгранность музыкантов, данное исполнение можно считать эталонным.
Лилия Родионова сыграла свою пьесу «Тянь-Шань» для расширенного фортепиано (в соответствии с религиозно-философским замыслом композитора, рояль был именно «расширенным», а не «подготовленным», как мы привыкли называть его в подобных случаях). Калейдоскоп всевозможных альтернативных приемов звукоизвлечения не только «не убил» в музыке творческое содержание, но и, напротив, способствовал созданию особого напряженно-медитативного состояния, сохранявшегося до конца благодаря чрезвычайной виртуозности композитора-исполнителя во владении подобными приемами (в особенности, щипково-ударной техникой игры на струнах рояля). Как композитор, не понаслышке знаю, насколько сложно создание музыкального целого и, тем более, точное воспроизведение нотной записи подобными техническими приемами, — впрочем, были в «Тянь-Шане» и яркие эпизоды традиционного фортепианного звучания… В результате получилось многоплановое, разнообразное произведение, вызвавшее искренний интерес и благодарность аудитории.
Мария Миллионщикова исполнила свои «Стихотворения» для фортепиано, посвященные памяти А. С. Лемана. Поэтичность и одухотворенность этой имеющей программную основу композиции, помноженные на незаурядное исполнительское мастерство автора, захватили слушателей, неоднократно вызывавших М. Миллионщикову на поклон.
Следом выступал автор этих строк. Сначала публике были представлены несколько прелюдий А. С. Лемана из Первой тетради достаточно раннего цикла 24-х прелюдий для фортепиано — по языку эта музыка в чем-то родственна Д. Д. Шостаковичу (как известно, Альберт Семенович учился у Дмитрия Дмитриевича по инструментовке), не уступает ему и по композиторскому мастерству, а ее самобытность обусловлена глубоко личным содержанием. Затем прозвучали мои Четыре пьесы для фортепиано, посвященные памяти А. С. Лемана и написанные как непосредственный отклик на скорбное известие о его кончине, что привнесло в них трагически-безысходное настроение…
Интересный опыт продемонстрировал аудитории Игорь Гольденберг. Пятнадцатую прелюдию из Второй тетради названного цикла А. С. Лемана и собственную Фугу, сочиненную в классе Альберта Семеновича, он сыграл как один мини-цикл, абсолютно законченный и стройный. Не знаю, одобрил бы Учитель подобное соединение, но композицию Фуги и исполнение в целом — уж точно.
Олеся Ростовская сначала представила Цикл двухголосных миниатюр для фортепиано, написанный в классе А. С. Лемана, причем в день концерта (!) она сочинила новую двухголосную миниатюру и заменила ею в цикле одну из старых, а перед исполнением предложила слушателям определить, какая из пьес написана много лет спустя. Во время звучания миниатюры воспринимались достаточно ровно, но вторая пьеса показалась более совершенной; после окончания цикла, в ответ на вопрос автора, зал «хором» возгласил: «Вторая!», — и довольная, радостно улыбающаяся О. Ростовская подтвердила правоту «гласа народного». Ее выступление закончилось блистательным исполнением собственного «Разгонного звона» — виртуозного фортепианного воплощения радостного перезвона церковных колоколов.
Достойным завершением концерта стало выступление пианистки доцента Валентины Риневич: в ее виртуозной, одухотворенно-романтической интерпретации прозвучали четыре прелюдии из Второй тетради цикла А. С. Лемана — пожалуй, наиболее развернутые и масштабные из них; таким образом, монументальная Двадцать четвертая прелюдия стала торжественным итогом замечательного вечера.
«Время музыки Альберта Семеновича Лемана еще не пришло, но уже начинается», — произнес кто-то из музыкантов после концерта. А я подумал: еще немного, и мы можем потерять эту Планету безвозвратно… Одна из слушательниц, не связанная с миром музыки и впервые присутствовавшая на подобном вечере, сказала мне: «Какой хороший он был человек — твой Учитель!»
Может быть, и правда — еще не все потеряно?..
Антон Буканов,
выпускник композиторского факультета Московской консерватории