Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Музыка шелка и бамбука //

22 января 2008 / Восток

Музыка шелка и бамбукаТак в классической китайской музыке называется дуэт цитры гуцинь и флейты сяо. Гуцинь (семиструнный цинь) — это древнейший инструмент, который олицетворяет собой китайскую музыку. Сам иероглиф «музыка» (юэ) состоит из частей «шелк», «белый» и «дерево», то есть «белый шелк, натянутый на дерево» — струны циня всегда шелковые. Этот инструмент связан и с политикой, и с религией, и с философией, и с историей, и с поэзией. Традиция игры на гуцине предполагает только сольное звучание цитры.
Единственное исключение — дуэт с флейтой. Сяо — традиционная бамбуковая флейта продольного типа. Она может играть как соло, так и в ансамбле с разными инструментами. И все же наиболее древним, устоявшимся и одновременно красивейшим и утонченным ансамблем является дуэт с цитрой гуцинь.

Названия дуэтных пьес имеют сложные и тонкие связи с китайской поэзией. Да и образы самих инструментов часто возникают в поэтических строках:

За дверью из грубо
Сколоченных досок
И цинь у меня,
И для чтения книги.
Стихи я пою,
Я играю на цине,
Что главною стало
Моею утехой

(Тао Юань-мин)

Или:

От лотосов ветер
Приносит душистый запах.
Роса на бамбуках
Стекает с чистым звучаньем.
Невольно захочешь
По струнам циня ударить,
Но жаль,
Не услышит знаток,
Кому это в радость…

(Мэн Хао-жань)

Мне довелось общаться с двумя выдающимися исполнителями на цине и сяо — Ли Фэнъ-юнь и Ван Цзянь-синь. Это профессора Тянь-Цзиньской консерватории, музыканты, достигшие высочайшего исполнительского уровня и представители высоко и разносторонне образованной — «старой» китайской интеллигенции.

Звучание их дуэта завораживает. Каждый инструмент ведет свою изысканную линию, которая складывается из точек-звуков, похожих на ограненные алмазы. Линии развиваются параллельно друг с другом, будто не пересекаясь. Но исполнители, не лишая их самостоятельности, прекрасно чувствуют и их сопряженность. В игре Ли Фэнъ-юнь и Ван-Цзянь-синя восхищает бережное отношение к инструменту, к его звучанию. В каждом отдельном звуке сокрыты бесконечные глубины.

Анастасия Новосёлова,
cтудентка IV курса

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», январь 2008

Откликнуться