Сокровенный мир
23 ноября 2007 / Восток
6 октября [2007 г.] в Конференц-зале в рамках IX Международного музыкального фестиваля «Душа Японии» состоялась встреча с исполнительницей на японской лютне сямисэн Ямао Мая. Несмотря на свой молодой возраст, она в совершенстве владеет двумя разными традициями игры на сямисэне: нагаута-сямисэн и окинава-сансин. Сямисэн и сансин — два различных вида лютни сямисэн.
Один из этих инструментов — сансин (именно он в руках Ямао на фото) — инструмент из королевства Рюкю, которое оставалось обособленным до захвата его Японией в XIX веке. После этого Рюкю было переименовано в Окинаву, а сансин стал достоянием общеяпонской музыкальной культуры. Сам инструмент, как и его название, родственен китайской лютне сансянь, на верхнюю деку которой тоже натягивается змеиная кожа.
Другой — сямисэн — классический инструмент музыки санкёку. Термин санкёку означает одновременно и определенный инструментальный ансамбль (в него входит кото, сякухати и сямисэн), и репертуар для него. В каком-то смысле звук сямисэна — сдержанный, собранный, терпкий — один из важнейших тембров, создающий музыкальный облик японской культуры. Для слушателей сямисэн не столь необычен, как сансин. Однако услышать игру на сямисэне в традиции нагаута мне довелось впервые. К слову, нагаута — это вокально-инструментальный вид исполнительства, в котором специфическое пение часто граничит с декламацией.
В этот вечер слушатели были буквально зачарованы красивым тембром голоса Ямао Мая. Она пела почти всегда в малой октаве и, как бы играя, мгновенно меняла оттенки и сам способ вокального звукоизвлечения. Ямао Мая готова была музицировать для весьма немногочисленных слушателей с полной отдачей. Наверное, именно от таких теплых камерных встреч остается неповторимое ощущение поразительно близкого контакта с музыкой и исполнителем. Я испытала огромную радость от соприкосновения с богатым и сокровенным миром японской культуры.
Анастасия Новосёлова,
студентка IV курса
Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», ноябрь 2007