Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Мир меняется… к лучшему //

22 января 2008 / Встреча

19 декабря [2007 г.] в Рахманиновском зале состоялся традиционный мастер-класс — встреча Р. К. Щедрина с молодыми композиторами и их творчеством. Показ новых произведений был организован в форме открытого прослушивания — концерта, который собрал в зале благодарную и заинтересованную публику.

Студенты композиторского факультета с нетерпением ожидали этого события. А точнее — реакции Родиона Константиновича на новую музыку, так как на прошлогоднем мастер-классе он высказался достаточно категорично по отношению к студенческим «экспериментам». На этот раз все произведения звучали в «живом» исполнении, уровень выступавших, по мнению самого Р. Щедрина, оказался очень высоким, да и выбор сочинений — более чем удачным.

Главный вывод, который сделал Родион Константинович после прослушивания: композиторы наконец бросили пустое экспериментирование и стали писать настоящую музыку. Эта «радостная» тенденция наблюдается не только у нас, но и во всем мире, и неважно, в каком стиле музыка — более традиционном или авангардном, «левом» или «правом». Главное — в ней есть искреннее выражение, это живая музыка, обращенная к людям.

Оценка  Р. Щедрина была в основном положительной и доброжелательной. Несмотря на неоднократно высказанную мысль о том, что авангард мертв, Родион Константинович, наряду с более традиционными по музыкальному языку произведениями, выделил достаточно радикальные. Он сделал также несколько важных замечаний о необходимости точной и исчерпывающий нотации новой музыки, более полно отражающей задуманное автором.

Свои произведения представили студенты I, II и III курсов, уже заявившие о себе как в стенах консерватории, так и за ее пределами. Р. Щедрин особо отметил скрипичную сонату А. Федяевой (класс проф. Ю. В. Воронцова): прослушав I часть, он попросил исполнить все произведение до конца. С интересом отозвался об «Inalare» для кларнета, скрипки и фортепиано А. Сеиловой (класс проф. Л. Б. Бобылева), отметив в ней тонкий звуковой мир, умение автора чутко вслушиваться в тишину. Высокую оценку получило сочинение «Сон» Т. Шатковской (класс проф. А. А. Коблякова) — финальная часть триптиха на стихи А. Жулитовой, — в котором композитор сама исполнила вокальную партию. Р. К. Щедрин поддержал Н. Попова (класс проф. В. Г. Агафонникова), автора сонаты для баяна, в его стремлении расширять современный репертуар для этого замечательного инструмента. Порадовал композитора творческий и семейный союз А. Кравцова (класс проф. Р. С. Леденева) и М.Кравцовой, исполнивших 3 романса для голоса и фортепиано, вызвав у него ассоциации с аналогичным сотворчеством Эдварда и Нины Григ. На суд мастера были вынесены также соната для скрипки и фортепиано В. Королевского (класс проф. А. В. Чайковского) и произведение для кларнета и фортепиано «Поговори с ней» А. Стрельниковой (класс проф. Т. А. Чудовой).

Заключительные слова Р. К. Щедрина о том, что в целом он остался удовлетворен встречей, прозвучали вполне обнадеживающе. Очень хотелось бы, чтобы такие мастер-классы стали ежегодной традицией Московской консерватории. Ведь связь между поколениями очень важна: именно она дает те высокие духовные ориентиры, которые помогают в трудном, но прекрасном Пути.

Ш.А.Г.,
студентка КФ

Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2008

Откликнуться