Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Московский форум. День второй //

29 сентября 2008 / Концерт, Фестивали

Буклет к 15-летию Студии новой музыки23 сентября в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории проходил второй день Одиннадцатого международного фестиваля современной музыки «Московский Форум». В этом году фестиваль назывался «Репетиция оркестра» и посвящался 15-летию ансамбля «Студия новой музыки». Вечер был разделён на 3 концерта. В первом солировала Марина Рубинштейн (флейта), во втором Ольга Галочкина (виолончель), в третьем — группа композиторов «Сопротивление материала».

I

Первая часть концерта была практически безупречна. Странное ощущение нереальности происходящего (бесплатное исполнение редкой в нашей стране музыки на высочайшем уровне), столь характерное для фестиваля «Московский форум», вновь приятно волновало сердце. Марина Рубинштейн с кажущейся лёгкостью исполняла сложнейшие современные произведения. Пьеса Хайнца Холлигера (t)air(e) ставит перед исполнителем задачу очень точного контроля дыхания, а также виртуозного владения современными приёмами игры на флейте — whistle-tones, мелодический свист во флейту, пение во флейту, всевозможные полузвуки и призвуки и так далее. В сочинении немецкого композитора Георга Крёлля Tant plus ayme… солисты ансамбля «Студия новой музыки» блистали уже втроём — к флейте добавились гобой (Анастасия Табанкова) и кларнет (Никита Агафонов). Пьеса, посвящённая средневековому франко-фламандскому композитору Жилю Беншуа (≈1400-1460) и по-новому переосмысляющая нормы музыкального языка того времени, изобилует быстрыми пассажами и фиоритурами, из которых и складывается дышащая и переливающаяся ткань произведения. Играть такое в составе трио примерно в 3 раза сложнее, чем соло, потому что очень трудно не разойтись и составить единый ансамбль. И несмотря на все сложности, музыкантам удалось продемонстрировать удивительную слаженность и музыкальность исполнения.

Конечно, «Московский форум» не был бы собой, если б оказался только музыкальным мероприятием. Быть может, основная причина его существования — осознание трагедии отделённости нашей академической музыкальной традиции от европейской и мировой истории музыки 20 века и не в последнюю очередь от собственной истории, попытка преодолеть пропасть между российским и европейским музыкальным мышлением, большую разницу в качестве музыкального продукта. Уже первый день фестиваля стал красноречивым доказательством кризиса отечественной музыкальной школы. Но и сегодняшний концерт продолжал напоминать о том, что проблема есть и просто так никуда не исчезнет. В целом достаточно удачные, насыщенные и интересные композиторские работы — Господин би лайн — эксцентрик, или Вы всё ещё живы, господин министр???!!! Фараджа Караева для флейты и фортепиано и звучавшее во втором концерте вечера сочинение Кирилла Уманского Длинные и короткие линии.. . для двух виолончелей — слушались достаточно тяжело рядом с мэтрами европейского авангарда. К сожалению, сейчас это скорее не проблема каких-то конкретных авторов, а общая культурная ситуация, требующая глубокого анализа и работы.

Быть может, состоявшийся в рамках фестиваля на следующий день после описываемого концерта круглый стол «Современная музыка в современном обществе» поможет как-то исправить ситуацию, хотя, конечно, одного круглого стола и даже крупного фестиваля современной музыки для этого явно недостаточно…

Заключительная часть первого концерта второго дня фестиваля была заслуженно отдана французам, и флейтовое пиршество возобновилось пьесой Михаэля Левинаса Arsis et thesis для басовой флейты. Нечасто можно услышать этот редкий и красивый инструмент. Басовая флейта звучала очень таинственно и приглушённо благодаря современным приёмам игры, где лишь малая часть воздуха попадает во флейту. Звуки как бы вырастали из дыхания, из тишины, из материнского лона всех звуков мира, звуки дыхания создавали третье музыкальное измерение. Конечно, были здесь и мультифоники, и пение во флейту с хорошо слышными «биениями» соседних частот, и frullato на очень низких звуках, создававшее ощущение трепета, и многое другое. Достаточно большим контрастом прозвучала Песнь Лина для флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы французского композитора первой половины 20 века Андре Жоливе. Несколько «старомодная» в соседстве с Холлигером и Левинасом, она, тем не менее, прекрасно вписалась в концерт, очаровав своими изысканными гармониями, причудливыми ритмами и тончайшими флейтовыми орнаментами. Посвящённая погребальному обряду античной Греции и заканчивающаяся принятой в рамках обряда архаичной экстатической песнепляской, Песнь Лина эффектно завершила этот концерт.

II

На втором концерте вечера звучала виолончель Ольги Галочкиной, и концерт этот оставил у меня неоднозначные впечатления. С одной стороны, технически труднейшие произведения были сыграны с впечатляющим уровнем мастерства, точно и выверенно. С другой стороны, музыка воспринималась тяжело, ибо за текстовыми трудностями с трудом угадывался музыкальный образ. К тому же и программа была подобрана таким образом, что требовала очень больших динамических и штриховых контрастов.

Сначала — виолончельная Соната немецкого классика XX века Бернда Алоиза Циммермана, где каждая часть состоит из 8-12 разнохарактерных фрагментов. Как сообщает программка концерта, «огромную смысловую роль играют при таком подходе дифференцированные до предела (как и в музыке сериалистов) приёмы звукоизвлечения и нюансы, позволяющие „окрасить“ пространственный параметр, „оживить“ метафору, наполнить её подлинным чувством и драматической выразительностью». В исполнении же этого не было слышно, динамический и экспрессивный диапазон казался крайне малым, звучание — ровным и малоконтрастным. Или же другое сочинение, Einspielung II португальского авангардиста Эмманюэля Нюнеса (Нуньеша), которое, по словам автора, «таит в себе почти постоянное сплетение многочисленных мотивов, которые редко „экспонируются“ целиком, что, в свою очередь, делает формальную стройность пьесы менее ощутимой». Сложно сказать, как должно было звучать произведение в авторской задумке, но дифференциация мотивов на слух оказалась задачей практически невыполнимой из-за очень малой контрастности, из-за чего и без того сложная для восприятия музыка осталась вещью в себе.

На десерт приготовили сочинение Пьера Булеза Messagesquisse для солирующей виолончели и шести виолончелей, также изобилующее исполнительскими сложностями. Булез использовал в этой пьесе простые формы движения — медленные тянущиеся ноты и бешеное perpetuum mobile, которое, конечно, звучало очень энергично и эффектно. Но, опять же, Булез силён в мелких деталях, в микродиалогах между инструментами, в изменениях интервальных структур, в постоянной модуляции параметров, и детали эти тонули в общем мощном напоре виолончельной экспрессии. В итоге музыка сыграна вроде бы хорошо, но эстетического впечатления почти не оставила…

III

Наконец, в качестве завершающего концерта звучали три произведения группы современных российских композиторов «Сопротивление материала»prePositions Дмитрия Курляндского для скрипки соло (премьера!), Countdown Сергея Невского для виолончели соло и schmozart Бориса Филановского для скрипки, виолончели и фортепиано, исполненные Станиславом Малышевым (скрипка), Ольгой Калиновой (виолончель) и Наталией Черкасовой (фортепиано). Должен признаться, премьеры от Дмитрия Курляндского я ждал с особым трепетом — и остался, в общем-то, разочарованным. Пьеса заключалась в хаотичном и чрезвычайно агрессивном пилении струн скрипки смычком в разных местах в течении длительного времени (отчего от смычка почти ничего не осталось), перемежаемого бестелесными глиссандо (и сопением спящего слушателя с заднего ряда). Возможно, это была очередная констатация смерти музыки, по-мартыновски воплощённая в виде, опять же, музыки, но всё же внутренний эстетический волк настойчиво требует, чтобы музыка умирала так же красиво, как Изольда, или хотя бы таяла пожарным туше Снегурочки…

Пьеса же Сергея Невского Countdown должна была, по словам автора, представлять собой «развернутую пассакалию на распространенную в эпоху барокко и раннего классицизма модель T6 — IV — V — VI», которая исполнялась приёмом col legno (удары по струнам древком смычка) через паузы, сопровождаемая «эхом» из глиссандо и коротих пассажей. Сложно сказать, было ли так задумано изначально, но аккорды col legno практически не прослушивались, зато «эхо» было очень внушительное, создавая эффект весьма преувеличенной «реверберации» при почти беззвучном источнике. Из-за этого форма из пассакалии превратилась в свободные и предельно экспрессивные разрозненные музыкальные жесты, совсем, по-моему, не похожие на музыку данного композитора.

Зато очень свежо и живо прозвучал завершающий вечер schmozart петербургского композитора Бориса Филановского. Изысканная игра с Моцартом, переплетающая его мотивы в самых неожиданных сочетаниях, значительно более традиционная по языку и простая для исполнения; для солистов ансамбля «Студия новой музыки» не составило особого труда сыграть это, быть может, лучшее творение поджанра «à la Paganini» тонко и выразительно. И хотя концерт этот завершился, таким образом, вполне успешно, картина в целом для «Сопротивления материала» создалась неприглядная и ни в коей мере не отражающая потенциал этого молодого и дерзкого композиторского десанта, ибо два сочинения из трёх прозвучали не слишком удачно, а третье в силу особенностей художественного замысла использует традиционные музыкальные средства 18 века, лишь слегка «подперчённые» духом времени.

Интересно, что и концерт «Сопротивления материала», и состоявшийся на следующий день концерт их потенциальных конкурентов — группы композиторов «Пластика звука», детища организатора фестиваля В. Г. Тарнопольского — проходил при выключенном свете в зале, создавая как бы смысловую арку. Включение в фестиваль музыки композиторов группы «Сопротивление материала» было полностью инициативой фестиваля. В результате концерт «Сопротивления материала» получился коротким и невыразительным, а концерт «Пластики звука», пожалуй, лучшим на всём фестивале, роскошным и масштабным и композиторски, и исполнительски, и концептуально (с названием «Формы в воздухе» и посвящением Артуру Лурье). Было ли так задумано изначально, или это лишь стечение обстоятельств?…

Заключение

В сравнении с прошлогодним «Московским форумом», в рамках которого прошли выступления и мастерклассы легендарного немецкого ансамбля «Recherche», когда Рахманиновский зал был переполнен настолько, что были заняты все подоконники, а ещё десятки людей стояли в проходах, нынешний фестиваль проходит, конечно, более скромно. Но и в этом году мы вновь смогли совершенно бесплатно насладиться прекрасными исполнениями современной музыки, пусть и не столь многочисленными, как хотелось бы. Остаётся только поздравить ансамбль «Студия новой музыки» с юбилеем, пожелать его участникам здоровья и дальнейшего творческого роста, а также помечтать о том, чтобы на следующем фестивале произошло бы что-нибудь столь же грандиозное, как приезд «Recherché», и чтобы представление музыки современных российских композиторов на фестивале было бы несколько более сбалансированным и адекватным.

М. Пучков

Подробнее об XI Международном фестивале современной музыки «Московский форум» (22-27 сентября 2008 года, Рахманиновский зал Московской консерватории)

Читайте также интервью профессора Т. Курышевой с художественным руководителем ансамбля «Студия новой музыки» Центра современной музыки Московской консерватории профессором В. Г. Тарнопольским «Репетиция продолжается!», посвященное открытию Одиннадцатого международного фестиваля современной музыки «Московский форум»

Откликнуться