Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

В зеркале постмодернизма //

22 января 2008 / Конференции, Концерт, Личности

ДюсапенИмя крупнейшего французского композитора Паскаля Дюсапена пока еще мало известно в нашей стране. Его творчество только начинает находить свой путь к российскому слушателю. Дюсапен — один из ведущих композиторов Франции в следующем после Пьера Булеза поколении. Классическому образованию в консерватории он предпочел творческие семинары Яниса Ксенакиса, которые греческий мэтр проводил в 1970-е годы в Сорбонне. Впоследствии Ксенакис признавал Дюсапена своим единственным учеником.

17 ноября [2007 г.] в консерватории состоялась научная конференция «Постмодернизм в контексте современной культуры» — часть российско-французской акции «День музыки Паскаля Дюсапена в Москве» (автор и координатор проекта — аспирантка Ольга Гарбуз).

На конференции прозвучали доклады, посвященные различным аспектам творчества французского композитора и современного искусства в целом. Отдельную группу составили сообщения о творчестве Дюсапена в контексте его философско-эстетических взглядов: В. Кисунько, О. Гарбуз, М. Божикова (Болгария). Свой взгляд на различные аспекты современного искусства и композиторского творчества изложили в своих докладах А. Амрахова, Н. Баркалая, Н. Хруст, В. Тарнопольский. Идеи синтеза в искусстве постмодернизма были отражены в выступлениях И. Урюпина, М. Воиновой, И. Соколова. В качестве специальных гостей конференции были приглашены архитектор И. Добрицына и искусствовед И. Ильин, авторы книг о культуре постмодернизма.

Музыкальная часть программы представляла концерт, в котором впервые в России прозвучал ряд сочинений Паскаля Дюсапена. Пьеса с символичным названием «Ici» (1986) в исполнении Ивана Бушуева привлекла внимание своей экспрессией и колоритом звучания флейты соло. Сочинение посвящено первому его исполнителю — выдающемуся французскому флейтисту, блестящему виртуозу Пьеру-Иву Арто. Заголовок произведения отсылает к высказыванию американского художника-минималиста Барнета Ньюмана: «Надо мыслить здесь и сейчас — не иначе» («Il faut penser ici et pas d’ailleurs»). «Ici» — одна из пятнадцати пьес-соло П. Дюсапена, начинающихся на «i»: «If», «Il-li-ko», «Immer», «Incisa», «Indeed», «Inside», «Invece», «In & Out», «In nomine», «I Pesci», «Ipso», «Item», «Iti» и «Itou».

Камерный хор «Лад» (художественный руководитель и дирижер Елена Варшавская) исполнил фрагмент из цикла для смешанного хора без сопровождения «Granum sinapis», представляющего собой часть триптиха «Requiem(s)», куда также входят сочинения для смешанного хора «Umbrae mortis» (1997) и «Dona eis» (1998). «Granum sinapis» в переводе с латинского — «горчичное зерно». Это произведение занимает особенное место в творчестве Дюсапена. В основу композиции положены тексты средневекового теолога и богослова о. Экхарта из Рейна.

Завершило программу выступление Ивана Соколова, который также принимал участие в качестве докладчика о новых формах существования музыки в синтетических проектах, которые он готовил совместно с художником-концептуалистом Вадимом Захаровым. Фортепианный цикл «Этюды» (2002) стал настоящей кульминацией концерта. Число этюдов — семь — символично для творчества композитора и отсылает к математическому открытию Рене Тома, который обосновал существование семи основных форм, заложенных в строении окружающего мира. «Этюды», как первый законченный цикл из семи произведений одного жанра, представляют в миниатюре оригинальный творческий метод композитора: Дюсапен планирует создать семь оркестровых соло, семь квартетов и семь опер.

Этот проект запомнился как открытие новой и до сих пор неизвестной в России страницы современной музыки. Творчество Паскаля Дюсапена, вобравшее самые оригинальные идеи французского постмодернизма, представляет значительный интерес для исследователей, исполнителей, слушателей и позволяет осознать пути развития новейшего искусства.

Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2008

Откликнуться