Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Звуковой космос //

21 декабря 2007 / Концерт

…Небольшой зал, сцена, за ней экран. На сцене два автора: одновременно исполнители и организаторы вечера, аспиранты Московской консерватории — Алексей Наджаров и Владимир Громадин. Столы, ноутбуки, микрофоны, колонки, огромное количество проводов и… не к месту оказавшийся старый рояль. На самом деле, его присутствие здесь совершенно не случайно, он (как и ноутбуки!) — полноправный участник звукового представления, называющегося концертом академической электронной музыки.

О чем подумает обыкновенный слушатель, увидев такое название? О том, что это нечто загадочное? Или нечто сложно написанное и не доступное для понимания непосвященных? Возможно, попытается представить себе, как же может звучать такая музыка и какая она, электронная — неживая, механистичная, сухая? А раз современная, то, вероятно, резко и неблагозвучно звучащая?.. Думаю, подобный ход мыслей может априори настроить некоторых людей против электронной музыки. И в этом будет их заблуждение. Если бы такие слушатели посетили концерт в Центре современного искусства 25 октября [2007 г.], они бы сами в этом убедились.

Хозяева вечера исполняли свои сочинения, написанные для акустических инструментов и так называемой live electronics («живая электроника»), как сольные электронные композиции, так и в ансамбле с живыми инструментами — фортепиано, бассетгорном (на бассетгорне играл лауреат международных конкурсов Алексей Круглов). Причем, это были настоящие ансамбли, рождающиеся из хорошего чувства партнера, вовсе не чуждого музыке даже для такого, казалось бы, нетрадиционного состава. Создавалось впечатление, будто звучащая масса непривычной тембровой окраски есть изначальная единая данность, органичная и неразделимая. Она складывалась в звучании акустических, живых инструментов, которое то незаметно перетекало в электронную «имитацию», то как бы полемизировало с контрастирующей по настроению и содержанию электронной партией. Тревожащие слух разнообразные шорохи, шепоты, взвизгивания, грохот, гудение и шумы уносили слушателя в некое абстрактное, почти космическое пространство. Звуко-тембровый поток, словно растекающийся в этом пространстве, дополнялся видеорядом, погружая слушателя в созерцательное состояние.

Удивительно, что при общей непривычности звучания исполняемая музыка отличалась ярко выраженным индивидуальным стилистическим обликом обоих авторов. Может быть, каждому и не всегда удавалось выстроить форму, естественно воспринимаемую на слух. Однако достоинства музыки, сочиненной молодыми композиторами, сделали этот вечер неожиданным и приятным подарком слушателям.

Наталия Ренёва,
студентка IV курса

Опубликовано в газете «Российский музыкант», декабрь 2007

Откликнуться