День в одно мгновение
21 февраля 2008 / Личности
Этот осенний день в Московской консерватории можно было с полным правом назвать днем музыки Валентина Сильвестрова. Он начался с посвященной ему конференции и продолжался концертом до самого позднего вечера. Прошедшие события были приурочены к 70-летию композитора.
Конференция, организованная С. Савенко показала, что творчество Сильвестрова интересно как «взрослым», так и начинающим музыковедам. Практически каждое выступление, помимо словесной части, включало показ музыки. Кроме того, интереснейший доклад Т. Фрумкис сопровождался уникальными фотоматериалами, в числе которых был и коллаж композитора с супругой, выполненный легендарным С. Параджановым.
С этим режиссером, также проживавшим в Киеве, композитор общался и работал в конце 60-х годов. Однако совместный их труд — работа над фильмом «Киевские фрески» — был приостановлен руководством Госкино Украины, запретившим картину за ее «искривленное, местами патологическое восприятие реальной действительности», склонное к «чисто формальным эффектам». По счастью, сохранилась пленка десятиминутных проб к картине, сопровождаемая музыкой композитора. Удивительно, насколько органично сочетаются символические этюды Параджанова и авангардистская музыка Сильвестрова.
Вечером того же дня в Рахманиновском зале состоялся концерт из сочинений юбиляра. Практически все произведения звучали на московской сцене впервые, включая и премьеру трех циклов. В концерте приняли участие друзья и постоянные исполнители его музыки. Вечер был включен в абонемент «Путешествуем во времени», и это не случайно. Мы и вправду путешествовали во времени сильвестровской музыки, а путешествие наше двигалось из века XXI в век XX. От миниатюр последних лет сквозь сочинения 80-х, 70-х годов мы добрались, наконец, до Второй симфонии, написанной в 1965 году.
Первое отделение концерта — «Багатели и серенады» — было посвящено камерным сочинениям композитора. В исполнении С. Савенко и Ю. Полубелова прозвучали вокальные и фортепианные циклы последних лет. Исполнителям удалось создать сверхкамерную, даже интимную атмосферу, когда звуки человеческого и фортепианного голосов словно обращены к кому-то одному. Хотелось только слушать символистские тексты Д. Хармса, О. Седаковой, П. Целлана и длить музыку в такт этим стихам…
Во втором отделении в исполнении музыкантов «Студии Новой Музыки» прозвучал Второй квартет, а также Кантата на стихи А. Тютчева и А. Блока в исполнении О. Гречко и солистов того же ансамбля под управлением А. Левина. Кантата — одно из ключевых произведений Сильвестрова — включает и черты инструментального театра. В финале сопрано передает солирующую функцию арфе, «озвучивающей» текст Блока. Отстукивая ритм стихотворения ударами по деке, она воскрешает в памяти тот самый блоковский ритм.
Третье отделение было построено намеренно контрастно. Началось оно с фортепианных миниатюр — Багателей и Постлюдий — в утонченном исполнении А. Любимова. Завершился же весь концерт Второй симфонией и Серенадой для струнного оркестра в исполнении оркестра «Musica viva» под управлением А. Рудина. Музыка симфонии произвела колоссальное впечатление. Казалось, то было звучание вибрирующего Космоса. Особенного упоминания заслуживают солисты: М. Мухитдинова (флейта), И. Соколов (фортепиано) и А. Винницкий (ударные), исполнившие сложнейшие партии соло.
Концерт состоял из трех отделений и длился более четырех часов. Но он не мог и не должен был длиться меньше! Ведь музыка Сильвестрова требует погружения в свой мир, полного растворения в едином текучем потоке времени. А погрузившись в него, уже слышишь свой особый ритм, улавливаешь игры памяти и аллюзий: вот тень Баха скользнет в «Чаконе» на стихи А. Ахматовой, а вот и шубертовско-глинкинские мотивы в фортепианных Багателях…
Таков был день музыки Сильвестрова в стенах Московской консерватории. День, пролетевший в одно Мгновение…
Cофья Гандилян,
студентка IV курса
Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», февраль 2008