Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Весна, любовь и песня //

20 февраля 2008 / Концерт

17 ноября [2007 г.] в Большом зале консерватории состоялась встреча московской публики с Детским хором Ростовской консерватории им. Рахманинова под руководством профессора Сергея Тараканова. В его составе 48 детей, девочек и мальчиков, в возрасте от 4 до 15 лет. Юные артисты уже успели завоевать первую премию на Всероссийском московском фестивале в 2002 году, третью премию в Италии (Ареццо) и получить множество призов и грамот.

Наша страна всегда славилась высокой хоровой культурой и, в частности, детским хоровым пением. До революции хоры мальчиков существовали едва ли не при каждой церкви. Для детского хора сочиняли такие известные композиторы, как А. Лядов, А. Гречанинов, П. Чесноков, В. Калинников.

Концертной программе была предпослана вступительная речь декана дирижерского факультета, заведующего кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории — профессора С. Калинина. Музыкант подчеркнул, что великое имя Рахманинова связывает наши вузы, напомнил о 40-летнем юбилее, который празднует Ростовская консерватория, отметил высокий исполнительский уровень коллектива и подвижнический труд его руководителя. Сергей Тараканов родился в 1958 году в Нижнем Новгороде, пел в Нижегородской хоровой капелле мальчиков. Получил хормейстерское образование в Московской консерватории, в классе проф. Б. Куликова. Он кандидат искусствоведения, защитивший диссертацию «Хоровое пение мальчиков в России».

Концерт открылся сочинениями А. Кастальского «Отче наш», «Прейде сень законная» (догматик-богородичен знаменного роспева 2-го гласа), «Во царствии Твоем». Напомню, что 150-летний юбилей Кастальского продолжает праздноваться и за границей — в Лондоне, Глазго, Торонто, Нью-Йорке, и у нас — в Москве и Санкт-Петербурге. С первых же тактов хор очаровал слушателей, восхитил своей тончайшей нюансировкой, совершенным владением всем комплексом средств хоровой звучности.

Два хора И. Брамса из цикла «12 песен и романсов» (op.44) и Магнификат Палестрины были исполнены на языках оригиналов, и, что очень отрадно, иностранная речь не оказалась препятствием на пути юных музыкантов (так же как и крайне сложная, «разветвленная» фактура этих произведений). Чистота интонирования была просто феноменальной! Произведения  А. Гречанинова «Ныне опущаеши» и П. Чеснокова «Хвалите Господа с небес» (из соч. 9) «вернули» слушателей в первоначальное русло отечественной духовной музыки. Хор Чеснокова был принят публикой особенно восторженно, некоторые из присутствовавших в зале воодушевленно воскликнули: «Браво!».

Для ростовского хора не существует проблемы репертуара. Одним из источников редких произведений является творчество В. Ходоша, кстати, тоже ростовчанина, профессора и декана консерватории, члена Союза композиторов. Этот композитор не очень известен нашим московским слушателям, а зря — ведь Виталий Семенович является автором шести опер, трех оперетт, балетов, симфоний, фортепианного концерта, хоровых кантат. Он же создал два хора, прозвучавших в этом концерте, — «Осень» (сочинен на стихи А. Пушкина «Октябрь уж наступил») и «Зима» (также на пушкинские строки «Сквозь волнистые туманы пробирается луна»). Написанные в традициях XIX века, они оказались далекими от стилизации, подражательности и придали известным строкам Пушкина какое-то неожиданно новое, свежее звучание. Думаю, всем слушателям было отрадно познакомиться с музыкой Виталия Ходоша, наполненной глубоким и проникновенным чувством.

Программу продолжило исполнение двух русских народных песен — «Посеяли девки лен» (в обр. С. Смирнова) и «Вдоль по Питерской» (в обр. Г. Муратова). В первой из них дети столкнулись с атрибутом музыки XX столетия — кластером, а во второй — с параллелизмом трезвучий в очень быстром темпе и высоком регистре. Юные музыканты без видимых усилий справились со всеми этими трудностями.

Концерт удался. Сложнейшие в техническом отношении произведения были спеты с потрясающей легкостью. В верхнем регистре, очень ясном и звонком, хор поет, скорее, в фальцетной манере, а в среднем и низком, отличающихся богатым, «бархатным» тембром и широким динамическим диапазоном, — грудным звуком. Отмечу также превосходный строй, ясный темброво-динамический ансамбль голосов. Словом, хор продемонстрировал уровень мастерства, достойный высокопрофессиональных взрослых коллективов.
Выступление завершилось исполнением гимна хора, в припеве которого прозвучали замечательные слова:

«Пусть во все века
Живет весна, любовь и песня,
Пусть хранит судьба
Того, кто с музыкой всегда!»

Дорогие ребята, спасибо вам за чудесный концерт!

Александр Ивашкевич,
студент IV курса

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», февраль 2008

Откликнуться