Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

К нам идет ревизор //

22 февраля 2008 / Опера

ревизор121 декабря [2007 г.] в Московском Камерном театре под руководством Б. А. Покровского состоялась премьера оперы «Ревизор». Спектакль по мотивам бессмертного произведения дополнил список гоголевских оперных постановок театра, среди которых «Женитьбы» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Нос» и «Игроки» Шостаковича, «Коляска» и «Шинель» Холминова.

Бурными аплодисментами зал встретил создателей «Ревизора» — композитора Владимира Дашкевича и поэта Юлия Кима.

Заказчик оперы — знаменитый Б. А. Покровский — предварил спектакль трогательным обращением к зрителям:

«Спасибо большое, что Вы пришли в наш маленький театр, чтобы послушать нашу маленькую оперу. Эта работа для нас очень важна, не только потому что она написана знаменитым автором. Я уверен, что этот автор привлечет к себе внимание молодежи и стариков, даже таких стариков, каким стал я»

Произведения Дашкевича и Кима у всех на слуху. Среди их совместных работ — музыка к фильмам «Клоп», «Бумбараш», «Короли и капуста». Кроме того, композитор музыкально озвучил «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Собачье сердце», в общей сложности написав музыку к 80 спектаклям и более чем 150 кинофильмам. В арсенале Кима — песни к 50 фильмам и 40 спектаклям и другие работы.

Либретто «Ревизора» написано обоими авторами. Текст значительно переработан, комизм отодвинут на второй план, усилена лирическая линия. В результате оказываются равноправными, с одной стороны, высмеивание чиновнических пороков, с другой — любовная интрига между Хлестаковым и дочерью городничего Марьей Антоновной.

ревизор2Жанр оперы близок мюзиклу. Это музыкально-сценическое представление, где используются разнообразные приемы эстрадной и бытовой музыки (например, популярные в эпоху Гоголя танцы, марш), песенная, легко запоминающаяся мелодика. Но все это исполняют певцы с поставленными оперными голосами и оркестр классического парного состава.

Для каждого персонажа композитор находит индивидуальные выразительные средства. Например, партия влюбленной в Хлестакова Марьи Антоновны сладостная, распевная, даже с блюзовым оттенком. Ее мать Анна Андреевна характеризуется страстной музыкой в жанре танго. В мелодиях Осипа (слуги Хлестакова) слышны интонации русской песни.

ревизор4В опере Дашкевича — Кима есть еще один персонаж: как бы сам автор — Николай Васильевич Гоголь, который, по словам режиссера-постановщика Ольги Ивановой, пребывает «в окружении множества разных людишек. Поглядывая на это скопище, то грозно и негодуя, то с болью, то с легкой иронией, то саркастически, Мастер в гениальном порыве творческого вдохновения. Продолжает исторгать из своей мощной груди все новые и новые типажи-образы из виденной им российской действительности». Кроме того что Гоголь выступает и в роли одного из «действующих лиц», его портрет в виде трехметровой конструкции выставлен в центр сцены и к нему время от времени обращаются главные герои.

«Ревизор» — спектакль яркий и зрелищный — передает саркастически-ироничный характер гоголевской комедии. И хотя музыка оперы эклектична по стилю, она, возможно, станет популярной и среди взрослых, и среди детей.

Анна Козятник,
студентка IV курса

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», февраль 2008

Откликнуться