Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

«Как слово наше отзовется…» //

20 апреля 2008 / Былое

Коллектив газеты, 1990
В редакции (1990): сидят Н. Н. Гилярова, С. Н. Юдина, Ю. А. Усов, Т. А. Курышева, М. В. Михайлова, А. М. Меркулов; стоят А. А. Чанышев, В. В. Ильева (фото В. Валиева)

70-летие — зрелая дата. Именно в апреле 1938 года начала свой путь наша газета, которая сегодня выходит к читателю в 1260-й раз. Правда, собственно «Российский музыкант» появился в 1992-м, но в тот момент смена названия с «Советского» на «Российский» означала только новую вывеску при сохранении «летоисчисления» и полной преемственности, подобно тому как «Советская культура» стала просто «Культурой» или «Советская музыка» — «Музыкальной академией». Глубинные перемены были еще впереди.

Смотрю на первый номер 70-летней давности — его функция обозначена сразу: «Орган комитета ВКП(б), ВЛКСМ, дирекции и профорганизации Московской Государственной Консерватории». Главная тема: Выборы партийных органов. На четвертой полосе — приветствие А. Б. Гольденвейзера:

За большевистскую самокритику

Приветствуя выход первого номера многотиражки Московской консерватории, я выражаю пожелание, чтобы наш печатный орган действительно явился выразителем общественно-политической и академической жизни Консерватории, ярко отражающим работу всех звеньев Комбината и критикующим, невзирая на личности, все больные места.

Наша критика должна быть действенной, непримиримой и страстной, т. е. подлинно большевистской критикой. Надо отмечать также все положительные стороны жизни Консерватории. Необходимо широкое участие в газете молодых педагогов, студенчества и аспирантуры.

В добрый час!

Народный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств, орденоносец А. Гольденвейзер

1938 год — разгар большого террора, не случайно слово «самокритика» для первых выпусков — ключевое. Обличение, бичевание и самобичевание — одна из главных составляющих периодической печати, особенно «на местах». Московская консерватория в этот период именуется Комбинат МГК, и появление своего печатного «органа» закономерно: «заводская многотиражка» (или «вузовская», что по сути одно и то же) — важное советское «ноухау».

Совмуз1

Совмуз2

Это — общеполитическое издание, призванное проводить идеологическое «воспитание» всех и каждого прямо на рабочем месте. До последнего момента, то есть до 1991 года, консерваторский печатный «орган», как и все подобные ему многотиражки, курируется райкомом партии, должность редактора — номенклатура райкома, и в обязанности редактора входит ежемесячная горкомовская политучеба.

Специальная тематика, соответственно местоположению многотиражки, видимо, должна была отвечать тем же идеологическим задачам. Например, обращает на себя внимание «дружеский шарж» в декабрьском номере 1938 года (№ 16), где объектом стихотворной критической «шутки» становится композитор В. Я. Шебалин:

У него когда-то был упадок сил
и истощенье
Диагноз доктора суровый:
«формализм»!
Но кризис миновал, спасло умелое
Леченье
Преодолел болезнь советский
крепкий организм

Но, разумеется, с первых шагов издания консерватория в лице новой газеты получает шанс и на свой музыкально-информационный канал, пусть и очень ограниченный в объемах. Поэтому на протяжении долгих лет с газетой плодотворно сотрудничали многие профессора и преподаватели. Причем уже во втором номере появляется маленькое, но исключительно важное объявление:

«Редакция газеты организует кружки для студентов:

1. Литературный кружок.

2. Фотокружок.

3. Кружок рецензентов и критиков».

Это — первый шаг на пути становления профессиональной музыкальной журналистики в Московской консерватории. Помимо штатного редактора редакция газеты включала в себя большую редколлегию, в которую входили представители разных факультетов, кафедр и подразделений (общественная нагрузка), а возглавлял член партбюро. С 1975 года в течение 16 лет редактором «Советского музыканта» была С. Н. Юдина (профессиональный журналист с дипломом МГУ), став за долгие годы работы абсолютно «консерваторским» человеком. На редакторе лежали профессиональные издательские обязанности, на редколлегии — поиск и подготовка материалов к публикации. В 1983 году, когда я начала работу в Московской консерватории, меня ввели в редколлегию как руководителя курса музыкальной критики и «поставщика» студенческих материалов. Именно тогда возникла новая рубрика — «Трибуна молодого критика», которой позднее было суждено «смодулировать» в самостоятельную газету.

Бурные 90-е, когда в одночасье рухнула страна, для консерваторского «Музыканта» оказались временем серьезных испытаний. В переименованную еще С. Н. Юдиной газету после ее ухода ректорат пригласил редактором А. В. Власова, нашего выпускника. Но редколлегия, естественно, уже не существовала, и в редакции нас оказалось двое (я занималась студенческими материалами — их надо было публиковать). За два учебных года с ноября 1992 по май 1994 А. Власову удалось выпустить 12 газет. После его ухода они не выходили полтора года. При следующем редакторе за неполных шесть лет с декабря 1995 вышло 23 газеты.

Издавались нерегулярно, некоторые — без номера. С разрушенной периодичностью, без единого стиля и концепции «Российский музыкант» тихо сходил на нет: в 1998 вышли 4 газеты, в 1999 — 3, в 2000 — 1.

Революционное решение пришло в 1998-м: я получила согласие ректората на создание специализированной музыкальной газеты для учебных целей — «Трибуны молодого журналиста», благо к тому моменту в консерватории появился свой вычислительный центр, оснащенный компьютерами и специалистами, где можно было ее верстать и размножать на ксероксе.

Статус Приложения к газете «Российский музыкант» преследовал тогда одну цель: не дать забыть название главного периодического издания консерватории. Наш «боевой листок» со свежими студенческими материалами и обязательной колонкой художественного руководителя коллеги заметили быстро, кое-кто даже захотел поучаствовать. Так появился веселый новогодний номер «Трибуны» (№ 1 /13/2000), которым очень дорожу. В нем от имени «бывших студентов» в оригинальном журналистском жанре выступили Ю. Н. Холопов, М. А. Сапонов, В. Г. Тарнопольский.

Курышева
В редакции (2002): Т. А. Курышева (фото А. Паршина)

А в конце года ректорат попросил меня реанимировать «Российский музыкант». Это было интересное творческое задание: выстроить в Московской консерватории периодическое издание нового поколения — музыкальную газету с художественно-аналитической, а не событийной доминантой (во всем мире оперативная информация сместилась в электронные СМИ и, особенно, Интернет).

Но начинать надо было с четкой, дисциплинирующей периодичности. Это важно для читателей, привыкающих, а значит ожидающих новый номер. Составляя график ежемесячных выходов, я решила привязать выпуски к Ученым советам (последний вторник месяца) — свежий номер сразу выходил к большому числу консерваторских читателей. Параллельно, уже с первого выпуска, и «Музыканта», и продолжающую свой путь «Трибуну» мы стали размещать на недавно созданном Интернет-сайте Московской консерватории. Здесь заинтересованные люди могут их читать (и читают!) в разных уголках мира. А самым главным, принципиальным изменением, соединившим букву и дух издания, стала замена все еще существовавшего подзаголовка «Орган ректората и общественных организаций» на «Газета Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского». С этого момента история «заводской (вузовской) многотиражки», как кажется, окончательно канула в Лету.

Самое трудное для специального, в данном случае музыкального периодического издания, — получать материал надлежащего уровня. Ведь наша газета делается очень маленьким творческим коллективом (данные есть в конце каждого номера). Правда, мы — тоже пишущие специалисты («играющие тренеры»!), и у нас на троих четыре ученых степени — не многие специализированные периодические издания могут похвастаться такой «солидной» редакцией! К счастью, мы практически не встречаем отказа со стороны коллег, более того, имеем постоянную встречную инициативу. Многие понимают, что сегодня редколлегия «Российского музыканта» — это вся заинтересованная в газете консерватория, а потенциальные авторы — все пишущие профессора и студенты. С благодарностью хочется назвать хотя бы часть коллег (на деле этот список много шире и благодарность адресована всем!), в большинстве своем многократно сотрудничавших с газетой в последние годы. Среди них профессора М. Воскресенский, В. Горностаева, Э. Грач, Н. Гуреева, Е. Долинская, С. Калинин, А. Кобляков, В. Мержанов, А. Меркулов, С. Савенко, П. Скусничеко, В. Тарнопольский, Б. Тевлин, В. Холопова, Н. Шаховская, директор музея Е. Гуревич и директор библиотеки Э. Рассина, а также наши активные молодые авторы — Е. Волков, М. Воинова, С. Голубенко, Е. Доленко, А. Меерзон, А. Наумов, А. Ровнер, А. Соловьев… Не говоря о ректоре и проректорах, периодически дающих интервью на волнующие консерваторию темы.

Газеты Московской консерватории сегодня, как, к примеру, Оперный театр Московской консерватории или концертные Абонементы Московской консерватории, — один из выходов «художественной продукции» нашего всемирно знаменитого учебно-практического музыкального центра. Это обязывает высоко держать профессиональную планку. Тем более, что Московская консерватория богата (во всем диапазоне от профессора до студента) не только высококлассными музыкантами-практиками, но и пишущими специалистами. И музыковедческий курс музыкальной журналистики и критики направлен именно на подготовку профессионалов, читатель консерваторской периодики последних лет знает, сколь высок удельный вес студенческих и аспирантских публикаций в обоих изданиях — и в «Трибуне», и в «Российском музыканте».

Мое глубокое убеждение, что XXI век в сфере музыкальной культуры станет, в том числе, веком профессиональной музыкальной журналистики. Именно музыкально образованные журналисты посредством всех каналов массовых коммуникаций — печатной периодики, телевидения, радио и, особенно, Интернета — смогут оказывать культурно-воспитательное воздействие на общественное сознание. Только просветительство, популяризация ценных явлений в искусстве, широкая художественная информация в ненавязчивой, увлекательной и демократичной форме с пониманием всех тонкостей предмета обсуждения могут помочь широким слоям общества чувствовать связь с высоким искусством. Слушателя надо сберечь и по возможности приумножить, без него серьезному музыкальному искусству не выжить.

Разумеется, у разных каналов — разный адресат, а значит, и разные интересы, темы и форма подачи материала. Но для профессиональной музыкальной журналистики, прежде всего музыкально-критической, это не должно быть проблемой, она обязана «чувствовать» аудиторию и уметь каждый раз находить нужный путь для достижения контакта с ней.

Более полувека назад известный австро-американский музыковед и критик Макс Граф (1873-1958) написал: «Сейчас, когда критика находится на пороге нового исторического периода, перед ней, быть может, встанет новая трудная задача — помочь сделать искусство всеобщим достоянием. Никогда более благородная работа не возлагалась на благородных людей». Его слова, обращенные в будущее, которое уже стало настоящим, сегодня актуальны как никогда.

Газета Московской консерватории призвана осуществлять эти идеи. А то, «как слово наше отзовется», покажет время.

Профессор  Т. А. Курышева
Главный редактор «РM» с 2000 г.

Опубликовано в газете «Российский музыкант», апрель 2008

Откликнуться