Отмечаем юбилей: вечер камерной музыки Пуленка
18 февраля 2009 / Концерт
Мы уже не раз писали о фестивале «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», который проходит этой зимой в Москве (статьи «Навстречу Пуленку» и «Фестиваль Пуленка: неизвестный известный композитор»). Однако приятно отметить, что юбилей композитора праздновали не только в рамках фестиваля, но и «внутри» консерватории. На это событие откликнулись студенты класса концертмейстерского искусства Заслуженной артистки России, профессора Маргариты Ивановны Кравченко. 7 января 2009 года исполнилось 110 лет со дня рождения Пуленка, а два дня спустя, 9 января в Концертном зале имени Н. Я. Мясковского состоялся вечер камерной музыки французского мастера.
Молодые музыканты поставили перед собой непростую задачу. К исполнению своих вокальных сочинений Пуленк всегда относился с большим трепетом, ревностно следя за их сценической жизнью и «доверяя» лишь избранным певцам. Для исполнителей последующих поколений композитор написал «Дневник моих песен» — краткие авторские рекомендации к исполнению его романсов. И все же эти заметки проблемы не решают. А для отечественных певцов и пианистов дело осложняется еще и тем, что в России фактически не сложилось традиции исполнения вокальной лирики Пуленка. Более того, многие вокальные циклы по сей день звучат не целиком, а отдельные романсы представляют собой «репертуарную редкость».
Программа концерта получилась разнообразной, поскольку ни одно из выбранных сочинений Пуленка не похоже на другое. Четыре «Арии» («Airs Chantés») на слова Жана Мореаса — своеобразный неоклассический опыт композитора, пять романсов цикла «Банальности» на слова Гийома Аполлинера воплотили идею «озвучивания» стихотворного текста, миниатюры из «Метаморфоз» (слова Луизы де Вильморен) полны изящества, а «Короткая соломинка» предстает как вереница обаятельных и наивных детских песенок. В завершение концерта прозвучала Соната для скрипки с фортепиано, которую исполнили Илья Гайсин и Карина Магакян. В концерте принимали участие певицы Юлия Каракасиян и Ксения Одинцова, а фортепианные партии исполняли Алексей Кудряшов, Иван Соколов и Елена Тарасова. В их интерпретации чувствовалось, с одной стороны, мастерство и зрелость, с другой — огромная симпатия к музыке, и со своей задачей — музыканты справились великолепно.
Видеозаписи классного вечера М. И. Кравченко
Зная, какую масштабную работу пришлось провести исполнителям, я решила обратиться к профессору Маргарите Ивановне Кравченко с вопросами о том, как протекала подготовка к концерту.
Материал подготовила
Наталия Ренёва,
студентка V курса ИТФ
11 февраля 2009 года в Государственном Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки по окончанию шестого концерта фестиваля «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», в программе которого прозвучали вокальные циклы Прокофьева и моноопера Пуленка «Человеческий голос», состоялось вручение официального письма от директора Французского Культурного Центра в Москве Доминика Жамбона руководителю данной и еще нескольких программ, куратору фестиваля, Заслуженной артистке РФ, профессору Маргарите Ивановне Кравченко.
Москва, 21 января 2009
Французский культурный центр выражает благодарность куратору фестиваля «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», Заслуженной артистке РФ, профессору Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Маргарите Ивановне Кравченко за неоценимый вклад в развитие проекта, пропаганду творчества классика французской музыки XX века, высокий профессиональный уровень, представленный на этом фестивале молодыми музыкантами — воспитанниками класса.
Стилистически точные, художественно ценные интерпретации вокальных сочинений Франсиса Пуленка, сложившиеся под руководством Маргариты Ивановны Кравченко и предложенные вниманию московской публики, позволяют быть уверенным в том, что зарождение традиций исполнения неизвестных в России вокальных циклов композитора прошло успешно. Исполнительские интерпретации сочинений, уже известных московской публике, открыли новые горизонты в понимании творческого наследия Пуленка.
Безусловно, класс достоин занять место в числе ведущих и определяющих исследователей, исполнителей и пропагандистов творчества Франсиса Пуленка в России.
Французский культурный центр благодарит Маргариту Ивановну Кравченко за сотрудничество в рамках этого проекта и желает новых профессиональных свершений, а также больших успехов ее воспитанникам.
Доминик Жамбон, Директор ФКЦ в Москве