Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Фестиваль Пуленка: неизвестный известный композитор //

16 января 2009 / Фестивали

Вячеслав Валеев
Вячеслав Валеев, дирижер

Фестиваль, посвященный 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка, занимает особое место во всем многообразии музыкальных фестивалей. Выделяется он прежде всего благодаря фигуре самого композитора и необычной, даже парадоксальной, судьбе его творческого наследия в нашей стране.

С одной стороны, имя Пуленка и его музыка на слуху у любителей классического искусства, его произведения входят в исполнительский и педагогический репертуар, изучаются в учебных заведениях. С другой стороны, количество этих известных произведений можно сосчитать по пальцам одной руки и представление о творчестве композитора, даже в среде профессионалов, никак нельзя назвать широким и разносторонним. В основном мы знаем Пуленка как композитора-лирика и как участника «шестерки», в наименьшей степени разделявшего ее идеалы…

Елена Тарасова
Елена Тарасова, автор и руководитель проекта

Поэтому открывшийся фестиваль обещает нам интереснейшие музыкальные открытия неизвестных или малоизвестных сторон композиторского творчества Пуленка. Организаторы провели большую работу, чтобы отыскать и собрать в России ноты некоторых представленных на фестивале произведений. Кроме того, в фестивальную программу входит музыка современников композитора, составляя исторический контекст его творчества.

Концерт-открытие фестиваля прошел 25 декабря 2008 г. в пятой концертной студии Государственного дома радиовещания и звукозаписи. Помимо соответствующих случаю речей и благодарностей, вступительная, «открывающая» функция концерта проявилась в том, что в ней отразились и сфокусировались основные идеи всего фестиваля. Так, одной из его особенностей является активное музицирование молодых исполнителей вместе с заслуженными мастерами – в данном концерте участвовал симфонический оркестр ГМПИ имени Ипполитова-Иванова под управлением Вячеслава Валеева. В построении программы видна ясная идея – по сути, это был вечер фортепианных концертов. И рядом с известной «Утренней серенадой» («Aubade»), где фортепиано исполняет роль солиста, прозвучал не столь популярный «Концерт для двух фортепиано с оркестром» d-moll, а также «Концерт для фортепиано с оркестром» cis-moll, ставший российской премьерой. Еще одна характерная черта фестиваля – деятельное участие в нем самих организаторов. И здесь наряду с Рустемом Кудояровым фортепианную партию исполняла Елена Тарасова, автор идеи и руководитель фестиваля.

Уже только те три произведения, что прозвучали в концерте, раскрыли творчество Пуленка с неожиданных сторон. Причем программа была выстроена таким образом, что каждая следующая вещь вызывала новую волну приятного удивления. Хореографический концерт «Утренняя серенада», основанный на мифах о целомудренной богине Диане и посвященный виконтессе де Ноай, отразил традиционные представления о композиторе. Создался образ утонченный, рафинированно-аристократичный, продолжающий лучшие традиции французской музыки, во многом связанной с С. Франком. Исполненный затем «Концерт для фортепиано с оркестром» cis-moll в полной мере раскрыл лирическое дарование Пуленка и одновременно добавил новые штрихи к его облику. Так, в финале концерта Rondeau a la francaise весьма явственно отразилась эстетика мюзик-холла, от которой, как считается, композитор был очень далек… И, наконец, завершавший вечер «Концерт для двух фортепиано с оркестром» d-moll поразил силой и урбанистическим напором первой части в сочетании с по-моцартовски глубоким Larghetto и безудержно веселым финалом.

В целом исполнение отличалось стилевой чуткостью, а также энергией и задором, которые так свойственны молодым музыкантам. Особенно следует отметить манеру игры Елены Тарасовой, сочетающей в себе и мягкость, и филигранную технику, и силу, которые позволили ей прекрасно воплотить столь различные музыкальные образы.

Среди первых исполнителей музыки Пуленка в России были Эмиль Гилельс, Рудольф Баршай, Галина Вишневская и Геннадий Рождественский. Они служат прекрасными образцами для нынешних музыкантов. Будем надеяться, что открывшийся фестиваль принесет своим слушателям еще немало чудесных открытий.

Светлана Солдатова,
студентка IV курса

Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2009

В статье использованы фотографии
Павла Тчанникова

С программой фестиваля можно ознакомиться на сайте Московской консерватории.

Откликнуться