Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Глубина и благородство //

20 марта 2008 / Встреча

Леденев22 февраля в зале им. Н.Я.Мясковского состоялась встреча с выдающимся современным композитором Р. С. Леденевым, которую организовали Клуб молодых композиторов и Композиторский факультет Московской консерватории.

Роман Семенович — народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной Премии РФ, лауреат Премии Российского авторского общества (2005), академик, профессор и просто прекрасный человек, о чем я могу с уверенностью сказать, будучи его студентом.

В рамках встречи, которую провела профессор М. И. Катунян, постоянно звучала музыка композитора. Мы услышали в записи пьесу «На фоне русского пейзажа» из цикла «Четыре пьесы в народном духе» для баяна (исп. Ф. Липс), Концертную фантазию для скрипки с оркестром «Что-то неясное…» («Видение») в исполнении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» (дирижер С. Кондрашев, солист Ч. Ханнанов), «Боже, ослаби, остави…» («Из молитв святого Иоанна Златоуста») для большого смешанного хора в интерпретации Государственного хора Третьяковской галереи под управлением А. Пузакова.

На концерте, где был представлен ряд хоровых опусов различных авторов, сочинение «Боже, ослаби, остави…», по мнению слушателей, было признано лучшим (причем, публика не знала, кто написал то или иное произведение). По поводу своей концертной фантазии «Видение» автор рассказал, что хотел посвятить ее своему другу, коллеге, в чем-то оппоненту — Э. Денисову. Но вскоре жизнь Эдисона Васильевича внезапно оборвалась, и это сочинение посвящено его памяти. И действительно, в интонациях таинственной и трагической музыки можно уловить стилистические переклички с творчеством Денисова.

Автор выступил и как пианист, исполнив «Синее озеро» из I тетради цикла «Цветные открытки» для фортепиано («Сортавальский триптих»), а также «В сером тумане» из II тетради цикла «Цветные открытки» для двух фортепиано вместе с Е.Федяниной. Возник вопрос, что думает композитор, написавший цикл с таким названием, о цветном слухе. Роман Семенович признался, что такого слуха не имеет, но некоторые тональности могут ассоциироваться у него с какими-либо цветами или эмоциями. В двух миниатюрах ощущается строгость и даже суровость северной природы и в то же время ее необыкновенное обаяние. Е. Федянина исполнила также «Ave Maria» для гобоя и камерного оркестра в собственной транскрипции для фортепиано. Эта композиция пронизана теплым и нежным лиризмом. Было также представлено сочинение «Три Ивана» для трех кларнетов и фортепиано (исп. И. Плечев, А. Кондрашин, Г. Журавлев, партия фортепиано М. Мозговенко). Такое интересное название родилось благодаря тому, что всех трех первых исполнителей-кларнетистов звали Иванами. Несмотря на то что партии кларнетов записаны в разных строях, партитура сочинения не содержит ни одного случайного знака (по словам автора, он воспользовался нереализованной идеей С. С. Прокофьева).

Как и многих слушателей, меня привлекает в музыке Романа Семеновича ее необычайная глубина и возвышенность и в то же время хрупкость и доверительность интонаций. Поэтому особенно интересно было узнать о музыкальных вкусах и пристрастиях композитора, услышать подробности его творческой биографии.

Рассказывая о себе, Р. С. Леденев попутно ответил на вопросы собравшихся. В молодые годы он был весьма увлечен творчеством Прокофьева, позже — авангардом, который тогда только начал проникать в страну с железным занавесом и надолго завладел умами музыкантов. Впоследствии Роман Семенович творчески сблизился со Свиридовым, а на сегодняшний день его любимым композитором является П. И. Чайковский.

Я благодарен организаторам этого мероприятия, и в первую очередь, конечно же, самому Р. С. Леденеву, и надеюсь, что в этом зале мы еще не раз встретимся со множеством интересных музыкантов.

Константин Ширяев,
cтудент II курса КФ

Опубликовано в газете «Российский музыкант», март 2008

Откликнуться