In tempus presents
26 января 2009 / Встреча
София Губайдулина и Валентина Холопова
11 ноября 2008 г. в консерватории состоялась встреча с выдающимся композитором современности Софией Губайдулиной, которая проживает в Германии и посетила аlma mater во время фестиваля современной музыки «Московская осень», где звучали ее произведения. Встреча, которую вела профессор В. Н. Холопова, была организована Клубом молодых композиторов композиторского факультета Московской консерватории.
Ставшие традиционными встречи с композиторами такой величины — это всегда событие. Они незабываемы и надолго заряжают удивительной энергией, дают импульс для творческого познания. В первую очередь это важно для студенческой молодежи, жаждущей воочию увидеть, познакомиться и расспросить живого «классика», ощутить необыкновенную художественную атмосферу диалога мастера и музыкантов, еще начинающих свой путь в искусство.
Гостья рассказала о своих новых сочинениях, поделилась размышлениями о собственном творчестве, о путях развития современной музыки и роли современных композиторов, на которых лежит серьезная ответственность за судьбу звуковой системы, подчеркнула необходимость универсального подхода к процессу сочинения.
Будущее современной музыки видится Губайдулиной в заимствовании на эстетическом и музыкально-технологическом уровне основ восточной культуры (японской и китайской), таящих в себе скрытые для европейской традиции тембровые ресурсы и ощущение времени. Однако сущность творческого процесса, сочинения звукового материала и управления им рассматривается ею в аспекте европейского, классического взгляда на природу музыкального искусства. Но именно с точки зрения «иного» ощущения течения музыки Губайдулина созидает собственную иерархию, философию времени, и мастерски демонстрирует ее в своей звуковой материи. Проблема времени, по мнению Губайдулиной, — одна из самых главных задач композиторского творчества в наступившем XXI веке.
Подарком и подлинным откровением для слушателей стал Второй концерт для скрипки с оркестром (2007 г.) с метафоричным заглавием «IN TEMPUS PRESENTS», впервые представленный российской публике на встрече с консерваторцами (прозвучал в записи).
Хотя София Асгатовна рассчитывала именно на молодежную аудиторию, в этот день среди пришедших гостей оказалось много профессуры. Интерес к подобному событию оказался столь высок, что Конференц-зал не смог вместить всех желающих. Значительное число консерваторцев, очевидно, не пожалело о своем приходе на этот «мастер-класс», настолько интересными оказались вопросы, затронутые Губайдулиной в ее своеобразном монологе-исповеди.
… Самое главное, мне кажется, в том, что человечество перешло в ту фазу, где оно настоятельно ощущает потребность войти в свою душу, внутрь души. Тоска по утраченной душе…
…XXI век — это век поворотный. Новое поколение композиторов сейчас в труднейшем положении. Нам было легче. К началу ХХ века тоже было достаточно легко: музыкальный материал привел к тому, что нужно нечто другое, а не тональная система. Было ясно, что необходимо эту затвердевшую субстанцию каким-то образом «перепахать» и превратить в плодородную землю… ХХ век этим занимался… Но к XXI веку вся материя уже использована, идти в этом направлении дальше — значит пожадничать. Нынешним композиторам нужно, проглотив этот кусок, «отточить зубы» для того, чтобы прожевать, отработать весь материал и сделать поворот. Новое поколение должно без страха прижать себя к стене и положиться на интуицию, которая подскажет, где искать ответ. Самое страшное, по-моему, зарыть голову в песок, не заметить этой трудности или отставить ее.
…В последнее время меня совершенно перестали удовлетворять сочинения, написанные только с интеллектуальным усилием или только интуитивно. Сочинение из чистой интуиции не представляется мне настоящим художеством. Равно как и наоборот: если все организовано по правилам, профессионально, здорово сделано, но нет стихии — то и это меня так же мало удовлетворяет. Для себя критерий того, что хорошо, я определяю выходом за пределы фабулы — то есть поверхностного, фонетического слоя — в область сюжета. Сюжет же, по-моему, складывается из влияния формы на звуковую стихию, из того, как формальная идея преображает материальную фантазию художника.
…Что называть современным и что не-современным искусством? Я думаю, современным можно назвать такое сочинение, которое актуализирует некое данное состояние музыкального материала. Музыкальный материал — это живой организм. Музыкальная материя имеет свою историю, свою эволюцию, не мы ее изобретаем. Она как почва, как природа, как ребенок — чего-то требует, чего-то хочет, без чего-то не может обойтись… Если подойти исследовательски, то, наверное, можно даже сформулировать, каковы требования музыкального материала. Но художественное сознание интуитивно или интеллектуально отвечает за состояние материала. И если художник по-своему реагирует на это — как угодно, совершенно по-разному, но если он реагирует — то он актуален, то он современен.
…Самое главное, что меня чрезвычайно волнует в последнее время — проблема времени. Меня очень интересует, как время проходит в жизни, в искусстве. В психологических состояниях человека это одно время, в космосе — другое, в искусстве — совсем другое время. Когда сочиняем — стихотворение ли, музыку ли, — мы находимся между сном и реальностью, между безумием и мудростью, между статикой и динамикой… Искусство — та область, где происходят очень важные с моей точки зрения вещи: это Настоящее Длящееся Время. Только в искусстве, и только в религиозном акте, и, может быть, еще в сновидении.
В бытовой жизни мы улавливаем только переход от прошлого к будущему и никогда не можем зафиксировать настоящее. И только искусство делает это важное дело. Действительно делает — музыкальной формой, и вообще формой художественного произведения. Музыкальная форма оказывается для нас наиболее духовной сферой, потому что в самом звуке, в самом звуковом материале находятся закономерности Вселенной, уходящие к божественному совершенству. Пожалуй, ни одно искусство не имеет такого материала, как музыка. В музыкальной форме сочинения «In tempus presents» (а надо сказать, что любое сочинение ставит по существу эту задачу) я решила поставить в центре всего эту проблему.
В искусстве мы попадаем в это вертикальное время — сущностное время, и оно оказывается настоящим, длящимся на протяжении музыкальной формы. Каким образом? Каждое произведение имеет какие-то очень важные моменты, которые я называю архитектоническими узлами. И вот эти архитектонические узлы, если они действительно упорядочены по определенному закону, образуют какую-то линию, предположим — линию пирамиды. После исполнения в памяти остается ее очертание. Это и есть сущностное настоящее время, но длящееся — длящееся в музыкальной форме. IN TEMPUS PRESENTS
Публикацию подготовила М. В. Воинова,
преподаватель Московской консерватории
Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2009
Смотрите также фоторепортаж Ивана Старостина