Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Мессиан forever //

2 февраля 2009 / Концерт

Федор Амиров и Елена Золотова
Федор Амиров и Елена Золотова

Концерт, прошедший 17 декабря 2008 г. в Зале имени Н. Я. Мясковского Московской консерватории, по сути, явился продолжением консерваторского Фестиваля, посвященного 100-летию Оливье Мессиана. Прежде всего — благодаря редко исполняемому в России вокальному циклу «Harawi», а также таким фортепианным сочинениям, как Прелюдия, «Кантейоджайя», «Лесной жаворонок», симфоническая медитация «Забытые приношения» в авторской версии для фортепиано и две пьесы из цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса».

Прочтение столь непростых во всех отношениях композиций было отмечено высокой степенью мастерства, вдохновения и ярко-личностным подходом музыкантов — певицы Елены Золотовой (сопрано) и пианистов — доцента Московской консерватории Валентины Риневич и Федора Амирова. Им удалось совместить, казалось бы, взаимоисключающие начала в музыке этого автора — «авангардное» и «мистико-роматическое».

Наверное, вклад Мессиана в сокровищницу нашей цивилизации в полной мере еще предстоит оценить. Его религиозность — не просто дань родным традициям, а глубоко сущностное, космическое видение мира, осознание божественного присутствия в природе и жизни человека «связи всех вещей» вне преград пространства и времени.

Об этом все его музыкальные опусы, и особенно — «Harawi», песни Любви и Смерти. Написанное в год окончания Второй мировой войны, это сочинение предшествует созданию «Турангалила-симфонии» и сопоставимо с ней по масштабам. Импульсом к возникновению «Harawi» послужил перуанский фольклор. Мессиану близки образы земной любви как вселенского чувства, самого яркого проявления жизненности. Горы и звезды, символизирующие бесконечность и вечность, в которых бессчетно вершится мистерия жизни — любви — смерти — возрождения. Голубка, священный образ у майя, также имеет для композитора сакральный смысл.

Богатство ритмо-пластической игры и разнообразие воплощаемых динамических и артикуляционных нюансов в дуэте сопрано (Елена Золотова) и фортепиано (Федор Амиров) создавало почти зримые образы: человека в танце и любовном диалоге, бесконечного вращения планет, мерцания звезд, криков животных, спящего в джунглях города…

Медитация «Забытые приношения», открывавшая второе отделение вечера, — одно из ранних произведений Мессиана, удивительных по своей философской глубине. Его разделы — «Крест», «Грех», «Святое причастие» — передают опыт духовной трансформации, преображения на пути самопознания человека. Особенно впечатляет контраст между вторым и третьим разделами. В «Грехе» концентрация диссонантности и сложной нерегулярной ритмики являет образ мятущейся неприкаянности, рассогласованности ума—тела—духа. «Святое причастие» — метаморфоза просветления. Федору Амирову в полной мере удалось передать покой, совершенство и равновесие, естественное и легкое осознание настоящего момента и вечности. Так же ярко прозвучали Прелюдия, «Лесной жаворонок» из «Каталога птиц» и виртуозная «Кантейоджайя» с ее волнами магически-завораживающих ритмов.

В игре Валентины Риневич, исполнившей «Первое причастие Девы» и «Поцелуй младенца Иисуса» из знакового опуса композитора «Двадцать взглядов…», в отличие от недавно услышанной интерпретации Ивана Соколова, ощущалась большая сопричастность нашей жизни, близость земному и личному. Ведь разве не подобна Деве Марии земная мать, с любовью и благоговением ожидающая свое дитя? А любовь младенца Иисуса — это доверчивость и открытость земного младенца…

Горячие рукоплескания публики красноречивее слов говорили о том, что музыку Мессиана ценят не только профессионалы. И, стало быть, миссия композитора — через сотворенные в музыке образы Любви и Благодати помогать нам обретать Царствие Божие — выполняется.

Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2009

Откликнуться