Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Огонь самоотдачи //

22 января 2009 / Личности

Владислав Геннадиевич Соколов28 декабря 2008 г. (15 декабря — по старому стилю) исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного хорового дирижера, народного артиста СССР, педагога, композитора, музыкально-общественного деятеля, лауреата Государственной премии РФ имени Глинки, лауреата премии Ленинского комсомола, профессора и заведующего кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории В. Г. Соколова (1908-1993).

Имя Владислава Геннадиевича неразрывно связано с Московской консерваторией, в стенах которой он учился и впоследствии учил более шестидесяти лет. Артист, дирижер, мастер хора, человек высочайшей культуры и энциклопедических знаний, общественный деятель и плодовитый композитор, добрый наставник и мудрый педагог — все это сплавилось в нем цельно, объемно и продуктивно.

Владислав Геннадиевич был прирожденным Учителем в большом и глубоком смысле русского Просветительства, радостно отдавая все, что знал и умел. Еще будучи студентом, он связал себя с педагогической работой, поэтому по окончании консерватории перед ним не стоял вопрос, что выбирать и чему посвятить себя — концертной деятельности с хором или педагогике. И особенно важную роль Владислав Геннадиевич отводил музыкальному образованию и воспитанию детей и молодежи. С ними он, по его же признанию, чувствовал себя вдохновенным и счастливым.

В. Г. Соколов учился в консерватории, когда формировалась и складывалась ныне проверенная система профессионального дирижерско-хорового образования. У ее истоков стояли выдающиеся мастера, цвет русского хорового искусства, крупнейшие исполнители и педагоги — А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков, Н. М. Данилин, А. В. Александров, А. В. Никольский, Г. А. Дмитревский. Все они, за исключением умершего ранее А. Д. Кастальского, были его непосредственными учителями. Владислав Геннадиевич был безгранично благодарен своим учителям и говорил о них всегда с нежностью и теплотой, особенно о своем главном учителе — Г. А. Дмитревском. Есть прекрасная, полная трепетного чувства статья-воспоминание о Георгии Александровиче, написанная В. Г. Соколовым в 1990 году.

Все годы работы в Московской консерватории В. Г. Соколов слыл непререкаемым авторитетом. Его величавый облик, лучезарная улыбка и струящаяся доброта удивительно благотворно действовали и на коллег по кафедре, и на студентов, располагая к общению и действиям. Он всегда стремился видеть главное — искру Божию, пытливость, радение и любовь к хормейстерскому делу. Музыкальная педагогика Соколова — это огромный мир знаний, который воплотился в понятии «Соколовская школа». В ней не было места догме, трафарету, академизму, заготовленной «рецептуре» и натаскиванию. Он умел пробудить артистическую природу ученика, развить его музыкальное чувство, обострить эмоциональное восприятие, заставить мыслить и навсегда «заболеть хором». Он умел так увлечь, раскрывая бездонный мир хоровых возможностей, что многие его ученики были готовы отдать жизнь искусству хорового пения. Они заражались его одержимостью. Поэтому-то среди его непосредственных учеников немало признанных мастеров хорового искусства и педагогики: С. К. Казанский, Ф. И. Маслов, В. Н. Минин, Г. Н. Пантюков, А. Ф. Ушкарев, К. Ф. Никольская-Береговская, И. П. Гейнрихс, Г. А. Ковалев, К. Р. Рюмина, И. К. Кулешова, В. И. Сафонова, Александр и Любовь Жаровы, К. Киркоров (Болгария), К. Литвин (Румыния), Ян Лянкунь (Китай), Б. Сильва (Эквадор), К. Зан (КНДР), Х. Бальтре (Доминиканская Республика).

Педагогическая деятельность Соколова была чрезвычайно масштабной. Он вел класс дирижирования, в разные годы читал курс хоровой литературы, знания которой (особенно русской) были универсальны, работал со студенческим хором и готовил дипломников. Для нескольких поколений студентов Московской консерватории (ныне зрелых музыкантов-практиков и педагогов) занятия в консерваторском хоре, которым долгие годы (1966-1979) руководил профессор Соколов, были благодатным временем профессионального мужания. И многие из его «официальных» и «неофициальных» учеников, несомненно, сойдутся в искренних словах благодарности судьбе за то, что именно Владислав Геннадиевич научил их сложной премудрости хорового таинства, вложил в их души огонь самоотдачи и научил делать нашу сложную профессиональную работу.

Свою теорию и методику Владислав Геннадиевич систематизировал в ценнейшем педагогическом труде — «Работа с хором». Эта замечательная книга, выдержавшая уже четыре издания, — громадный вклад в отечественную науку и практику хороведения. Известно, с каким пристрастием относился Владислав Геннадиевич к этой фундаментальной теоретической работе, как ревностно вносил в каждое издание изменения, продиктованные жизненным смыслом.
Как концертирующий дирижер, он вывел учебный хор на эстраду, активно участвуя с ним в концертах. Эта традиция всегда жила в консерватории. Но по-настоящему утвердил концертную практику студенческого хора с его значительным художественным потенциалом, молодым оптимизмом и самоотдачей только Владислав Геннадиевич. Концерты студенческого хора под управлением Соколова были неотъемлемой частью профессиональной подготовки хормейстера, прививали чувство сцены, артистизм, исполнительскую культуру, познание репертуара, умение строить концертную программу — все то, с чем столкнется каждый выпускник в своей репетиционной и концертной практике. Особенно хочется отметить исполнение под управлением В. Г. Соколова кантаты С. И. Танеева «Иоанн Дамаскин», «Свитезянки» Н. А. Римского-Корсакова, оратории Р. Шумана «Рай и Пери» и многих других программ.

После внезапной кончины Клавдия Борисовича Птицы в 1983 году Владислав Геннадиевич принял руководство кафедрой хорового дирижирования. До этого он уже руководил кафедрой (1956-1960), но интенсивная концертная деятельность и частые гастроли не всегда позволяли целиком отдаться организации учебного и научного процесса. К. Б. Птица оставил после себя отлаженную систему дирижерско-хоровой педагогики, и в дальнейшем она не давала сбоев. Владислав Геннадиевич зорко, с высоты своей «избранности» следил за профессиональным и нравственным здоровьем кафедры.
Учиться у Соколова было заманчиво, но трудно. Он много давал, но и многое требовал. Двери класса были всегда открыты. Работать он мог долго и увлеченно, самозабвенно и красиво. Он любил заниматься «на людях», преподавать публично, и многие студенты других классов приходили поучиться у мастера и посмотреть на его работу с учениками. В его занятиях впечатляла удивительная способность дирижерским показом и жестом окрылять и направлять ученика, блестящее красноречие, парадоксальные ассоциации, исторические и литературные экскурсы, образность, мягкость и доброта и даже недовольство чем-либо. Каждое занятие, в конечном счете, велось к практическому претворению цели обучения: Мастер мог много объяснять и не всегда говорил только о музыке, но, прямо или косвенно, всегда в связи с ней. Все превращалось в Музыку, ибо Соколов-педагог был лишь другой стороной Соколова-артиста.

Задолго до снятия нелепых запретов и табу на русскую церковную музыку в его классе основательно изучались многие духовные сочинения русских композиторов. И здесь Соколов мог дать так много, как никто другой из педагогов кафедры, ибо с детства органично впитывал в себя эту культуру. Он также писал духовную музыку — тихо, незаметно, «в стол», и только потом мы узнали о многих его сочинениях подобного содержания. В последние годы Владислав Геннадиевич энергично способствовал введению факультативного курса изучения церковного пения и его исполнительской традиции.
Напутствуя молодых музыкантов, он призывал не замыкаться в узкопрофессиональной работе, идти к детям, в школу, создавать любительские хоры, заниматься просветительской работой в «глубинке», учить людей понимать и любить хоровое пение, чтобы оно, как некогда в России, являлось живой потребностью общества.

Идут годы, и имя В. Г. Соколова для всех нас и отечественной музыкальной культуры приобретает все большее значение и требует осмысления. Его жизнь в искусстве подобна жизни великих личностей русской культуры. Его наследие, художественная и педагогическая «система Соколова» — это природа музыки и жизнь в музыке: здесь ее живительные соки и неисчерпаемые силы.

Профессор С. С. Калинин,
декан дирижерского факультета,
заведующий кафедрой хорового дирижирования

Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2009

Откликнуться