Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Единство в многообразии //

20 мая 2008 / Конференции

С 14 по 17 апреля [2008 г.] в Московской консерватории прошла международная научная конференция «Наследие: русская музыка — мировая культура». Это первое значительное мероприятие научно-исследовательского центра «Наследие», возникшего осенью 2007 года при Кафедре истории русской музыки. Идея такого центра, по словам проф. Е. Г. Сорокиной — главы оргкомитета конференции и инициатора создания центра, — «буквально витала в воздухе». При огромном разнообразии интересов мирового музыковедческого сообщества его члены сегодня в большой мере разобщены. Эта ситуация как в капле воды отражается и на постсоветском пространстве и в самой России. Одной из целей прошедшей конференции и была активизация обмена научным опытом.

За 4 дня выступило 36 исследователей из России и Украины. По словам главного организатора — доц. Е. С. Власовой — участников было бы еще больше, если бы государственные фонды поддержали консерваторское начинание. Впрочем, международный «объем» конференции придавала не столько география, сколько охват организаций, принявших в ней участие. Традиционно большая группа исследователей представляла консерватории Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, ГЦММК им. Глинки, Государственный институт искусствознания и МГИМ им. Шнитке. В конференции также приняли участие гости из Национальной музыкальной академии Украины, Российского государственного гуманитарного университета, санкт-петербургской Академии театрального искусства, представители издательства DSCH, дома-музея Н. А. Римского-Корсакова (г. Любенск) и архивов (РГАЛИ, архив Д. Д. Шостаковича и архив Московской консерватории). Столь широкий круг организаций — свидетельство большой заинтересованности и подлинной научной активности всех участников.

Разнообразным был и тематический круг выступлений: от русских балетов XVIII века (А.Е.Максимова) до теоретических систем второй половины ХХ века (Е.М. Двоскина), от первой русской музыкальной академии (Е.М.Шабшаевич) до исторической перспективы восприятия музыки Шенберга в России (Н.О.Власова). Неопубликованные ранее документы были извлечены не только из отечественных музыкальных архивов, но также из архива Госфильмофонда (О.В.Домбровская), Национальной библиотеки Австрии (Г.М.Малинина представила неизвестную ранее рукопись концерта Д. Бортнянского), Библиотеки Конгресса США (И.Г.Вишневецкий). Все это разнообразие легко уместилось в рамках традиционно широкой общей темы: «русская музыка — мировая культура». Впрочем, достигнутое объединение не было формальным. Организаторы конференции выделили несколько тематических блоков, два из которых были особенно значимы для первой конференции «Наследия».

Группа сообщений о Н.А.Римском-Корсакове и его учениках резонировала со знаменательными датами 2008 года, вынесенными в заглавное посвящение конференции: 100-летием со дня смерти Н. А. Римского-Корсакова и 125-летием со дня рождения М. Ф. Гнесина. Фигура второго юбиляра возникла лишь в докладе М. А. Карачевской, и это неудивительно — большáя часть наследия ученика Римского-Корсакова не опубликована (именно о таких сочинениях и шла речь). Творчество и личность Римского-Корсакова были представлены в контексте обстановки конца века (Л.В.Кириллина затронула не только исторические аспекты темы, но также вопросы эволюции эстетических взглядов и стилистики композитора). Другие контексты — творчество И. И. Лапшина (Л.Г.Барсова), И. Билибина (М.А.Якубов). Выступление  В. М. Васильевой — сотрудницы Мемориального музея Н. А. Римского-Корсакова — живо передало поэтическое очарование летних вечеров, проведенных композитором на даче в Вечаше и Любенске.

Второй важный акцент конференции — тема Московской консерватории, также выделенная в отдельный раздел. Проведенные исследования показали, насколько много здесь еще неизвестного. Прозвучали новые факты из жизни известных консерваторских деятелей — В. И. Сафонова (Е.Д. Кривицкая) и Л.Н. Оборина (М. Д.Соколова). Вновь возникли фигуры забытых консерваторцев: А. Никольского (Ю.А.Ефимова), казначея В. С. Бояринова и инспектора А. И. Губерт (Р.Н.Трушкова); В. П. Павлинова представила уникальные фотографии из семейного архива Н. П. Трубецкого (одного из наиболее самоотверженных директоров РМО, практически неизвестного публике). Совершенно по-новому прозвучала тема «консерватория и Великая отечественная война». Огромный объем архивных документов послужил основой выступлений С. П. Татаркина и С.С.Голубенко, осветивших жизнь консерваторцев, ушедших на фронт или оставшихся в столице — подвиг маленького человека, отдавшего жизнь на войне, был уравнен с подвигом художника, создавшего шедевр.

Московская консерватория была представлена не только героями докладов, но и уникальными архивными документами, выставлявшимися все дни проведения конференции. В один из дней директор Музея им. Н.Г.Рубинштейна Е. Л. Гуревич провела экскурсию по музею и Большому залу, рассказав о любопытных деталях архитектуры, мимо которых часто проскальзывает взгляд даже «коренного» консерваторца.

Конференция показала, что потребность научного обсуждения актуальных для музыковедения проблем сегодня очень сильна, но эта потребность — не единственная. Не менее важна актуализация самой музыки, которая и поныне остается неизвестной. Центр «Наследие» продолжит эту работу, и, надеемся, его мероприятия станут регулярными. Ближайший из шагов центра — публикация сборника материалов прошедшей конференции.

Опубликовано в газете «Российский музыкант», май 2008

Откликнуться