Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

«Мы играем музыку самых разных стилей» //

13 января 2009 / Интервью, Коллективы

Оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории был создан немногим более года тому назад. Но, несмотря на этот небольшой срок, он успел проявить себя не только в учебном процессе факультета, но и в концертной жизни столицы, приняв участие во многих творческих проектах консерватории. Программы, сыгранные оркестром, поражают широким временным и стилевым  диапазоном: Моцарт и Прокофьев, Малер и Пуленк, Форе и Р. Леденев, Бетховен и К. Караев, Сен-Санс и музыка современных молодых композиторов… С коллективом выступали А. Рудин и В. Иванов, Т. Алиханов и Я. Кацнельсон, И. Гаврыш и Н. Петров, Н. Борисоглебский и С. Антонов, А. Викторова и А. Шишляев и другие известные солисты. И, конечно, столь быстрому становлению и профессиональному подъему оркестр обязан прежде всего своему художественному руководителю и главному дирижеру – Анатолию Абрамовичу Левину, который любезно согласился рассказать о своем коллективе.

Анатолий Абрамович, расскажите, пожалуйста, какие выступления оркестра прошли в этом сезоне?
Учебный год начался очень насыщенно. Только в сентябре мы дали три серьезных концерта. Мы открыли сезон 8 сентября концертом в Большом зале, где прозвучали 34-я симфония Моцарта, «Классическая симфония» Прокофьева, «Павана» Форе и виолончельный концерт Сен-Санса, в котором солировал А. Рудин. Это было для нас очень радостным и волнующим событием. Менее чем через неделю мы играли органный Концерт Пуленка на Первом международном конкурсе органистов имени А. Ф. Гедике: 13-го, на прослушивании третьего тура, мы с большим удовольствием исполнили его 5 раз, а 15-го – в заключительном концерте с лауреатом I премии К. Волостновым.

Приятно было отметить и слаженную игру оркестра консерватории, который с воодушевлением аккомпанировал финалистам (Первого органного конкурса имени Гедике. – Ред.) под управлением А. Левина, поразившего своей эмоциональностью, музыкальностью и четкостью» дирижерской концепции

М. Воинова. Органное будущее // «Российский музыкант», 2008, № 6

 

Следующее выступление состоялось 30 сентября в рамках конкурса скрипачей и фестиваля, посвященных 100-летию Д. Ф. Ойстраха. В программе был Концерт Сибелиуса с Н. Борисоглебским. А 19 октября мы вместе с оркестром Центральной музыкальной школы под управлением А. Н. Якупова удостоились чести участвовать в авторском вечере Р. С. Леденева с очень интересной программой. Оркестр исполнил «Маленькую оду», посвященную И. А. Барсовой, «Семь немецких песен», концертштюк «Реверанс» для скрипки, альта фортепиано и струнного оркестра и пьесу «Восхищение», посвященную Чайковскому.

Оба коллектива и солисты великолепно провели всю программу, что доставило особую радость Роману Семеновичу. По окончании концерта он признался публике, что был глубоко тронут тем, с каким интересом и азартом играли его сочинения молодые музыканты

 

А. Гущян. Первозданная музыкальность // «Российский музыкант», 2008, № 8

 

Недавно мне пришлось в качестве автора познакомиться с одним их консерваторских оркестров – кафедры оперно-симфонического дирижирования, – звучащим чисто, красиво, выразительно, профессионально, еще не зараженным снисходительно-величественным отношением к играемой музыке, которое я встречал в некоторых устоявшихся коллективах, где склонность к критическому или вежливо-равнодушному отношению к исполняемым сочинениям не полезна ни для композиторов, ни для слушателя. А. А. Левин, главный дирижер оркестра, отнесся к подготовке концерта очень серьезно. Несмотря на загрузку в оперной студии, репетиций было вполне достаточно – результат для композитора счастливый, прежде всего в верном ощущении существа сочинений (замечу, все пьесы исполнялись впервые, никаких пояснений дирижеру давать не пришлось, оркестр гибко следовал за ним). Этот тонко звучащий оркестр с сильным руководителем может много. Я посылаю им сердечную благодарность и желаю моим коллегам-композиторам встреч с настоящим художественным коллективом, заслуживающим место на большой концертной эстраде

 

композитор профессор Р. С. Леденев

 

Не меньший резонанс вызвал и концерт, посвященный юбилею Кара Караева, который состоялся 18 ноября. И, наконец, 7 декабря весьма успешно прошел дипломный концерт-экзамен двух наших аспирантов – Е. Коноревой (класс профессора В. К. Полянского) и В. Валеева (класс профессора Г. Н. Рождественского).
Насколько часто бывают экстремальные условия подготовки?
Слава богу, форс-мажоров пока не было. Правда, нас достаточно неожиданно попросили принять участие в концерте, инициированном в поддержку газеты «Культура». В концерте 10 ноября участвовало большое количество известных артистов, в их числе И. Лиепа, К. Райкин, И. Костолевский и др. Мы исполнили финал 5-го концерта Бетховена с Н. Петровым, пьесу Верди «Гимн наций» с участием хора и солистов театра «Геликон», с ними же и солистом Камерного московского театра А. Мочаловым – «Антиформалистический раек», поскольку сам вечер назывался «Антикризисный раек, или Кризисы приходят и уходят, а “Культура” остается».
Мы на пороге Нового года — середина сезона. Каковы ближайшие концертные выступления?
25 декабря запланирован концерт из сочинений Бартока, которым будут дирижировать Г. Н. Рождественский (в его инструментовке прозвучат 3 пьесы Бартока для фортепиано – из циклов «Микрокосмос» и «За дверьми») и его ученики: К. Хватынец, К. Чудовский, А. Богорад и М. Емельянычев. По традиции вести весь концерт будет сам Геннадий Николаевич.

11 января – вечер памяти Льва Власенко. В качестве дирижера должен выступить М. Плетнев, а в роли солистов – бывшие ученики Л. Н. Власенко (Н. Власенко, К. Рандалу, А. Струков и Н. Сук), которые съедутся со всех концов мира. В программе 20-й концерт Моцарта, 1-й концерт Бетховена, 1-й концерт и «Фантазия на венгерские народные темы» Листа. В феврале оркестр исполнит Бетховенскую программу – увертюру «Кориолан», «тройной» концерт (солисты – А. Тростянский, П. Нерсесьян, А. Рудин) и 7-ю симфонию – под управлением Э. Ласа. 19 марта ожидается приезд А. Вецумниекса (Латвия), который продирижирует cочинениями Чайковского, Дворжака и Концертом Элгара для виолончели. В апреле заявлена шумановская программа – 2-я симфония и скрипичный концерт (солист – А. Тростянский), с которой оркестр выступит под управлением А. Рудина. Ну и, наконец, май-июль – это период экзаменов – для четверокурсников, дипломников и, кроме того, для абитуриентов. По-видимому, в этом году мы впервые будем играть на втором туре вступительных экзаменов.

Каков уровень оркестра в настоящий момент, стал ли он более профессиональным?
Можно сказать, что оркестр стал более единым. Если поначалу удавалось что-то сделать на хорошем уровне только благодаря личным качествам музыкантов, их энтузиазму, то теперь появилась сыгранность. Безусловно, сказалось то, что оркестр прошел очень большое количество сочинений, ведь мы играем музыку самых разных стилей и эпох. Правда, если говорить по большому счету, то для становления оркестра и год, и два – это не срок. Оркестр должен создаваться годами и при этом репетировать ежедневно.

Прошедшее время показало, что оркестру по плечу очень сложные сочинения. Любая программа, которая им исполнялась, всегда сделана на очень высоком профессиональном уровне. На недавнем концерте к юбилею Кара Караева оркестр просто блистал! Более того, с прошлого года ощущается значительный приток талантливых, потенциально способных к дирижерской профессии студентов и аспирантов, потому что они имеют уже свой инструмент Я считаю, что оркестр – большая победа Московской консерватории

 

декан дирижерского факультета Московской консерватории,
заведующий кафедрой хорового дирижирования профессор С. С. Калинин

Есть ли у Вас какие-либо репертуарные предпочтения?
Их нет и быть не должно. Нам очень важно охватывать как можно более широкий диапазон произведений. Это обязательно, без этого оркестр просто не может! Есть еще очень много сочинений, целых пластов – стилевых, временных, – которых мы пока не касались.
Что, по-Вашему, удалось музыкантам оркестра в большей степени?
На мой взгляд, они очень удачно играли программу из произведений Бетховена – многое удалось сделать по-настоящему осмысленно и зрело. Какие-то удачные моменты были, безусловно, в исполнении Малеровских циклов, хорошо прозвучала «Классическая симфония» Прокофьева. Хотя, конечно, все это еще далеко от совершенства. Но, если доверять мнению многих музыкантов, их положительным отзывам, то оркестр действительно показал себя хорошо. В Концерте Пуленка достойно проявили себя струнная группа и исполнители на литаврах – они органично существовали в этой музыке.

В исполнении современных сочинений я могу сослаться на мнения авторов – Р. С. Леденева и Ф. К. Караева, которые тепло отозвались о работе коллектива. Это очень приятно, и, наверное, подобная высокая оценка является высшей похвалой исполнителям. Значит, нам что-то удалось!

Превосходный оркестр! Без колебаний отдал бы ему на откуп свое любое, самое сложное сочинение. И уверен, что под руководством его шефа Анатолия Левина, чуткого и глубокого музыканта, всегда прекрасно отдающего себе отчет, что он хочет от оркестра и знающего, как этого добиться, результат будет отличным. Именно таким, каким он был на концерте 18 ноября. А ведь алеаторическая ткань I части симфонии «Гойя» представляет для оркестрантов, если и не непреодолимые трудности, то уж далеко не столь привычна по манере изложения и фактуре, как сыгранная с большим эмоциональным накалом II часть. Ансамбль хора и оркестра в III части был почти безупречен, как и аккомпанемент солировавшему в Quasi uno concerto Дм. Когану. Исполнение же Первой сюиты из балета «Тропою грома» подтвердило, что оркестр способен успешно решать самые сложные задачи, которые только может поставить перед ним современный автор

композитор профессор Ф. К. Караев

 

Что бы Вы хотели пожелать оркестру?
Пока нам не хватает и опыта, и настоящей сыгранности, баланса. Надо очень серьезно работать над интонацией, научиться по-настоящему слушать – не только себя, но и то, что происходит вокруг. Кроме того, требуются большая мобильность и лучшая дисциплина.

Мы очень благодарны консерватории, которая создала этот оркестр и финансирует его, лично ректору профессору Т. А. Алиханову и главному бухгалтеру Н. В. Бушневой, которые идут нам навстречу в любом вопросе и со стороны которых мы встречаем понимание и участие во всех проблемах. Хотя нас не может не огорчать отток из коллектива талантливых молодых музыкантов, которые находят работу в других московских оркестрах, где уровень зарплат значительно выше, чем у нас. Кроме того, необходимо усилить внимание к вопросам пропаганды и рекламы.

 

Публикацию подготовила Мария Макарова

Опубликовано в газете «Российский музыкант», декабрь 2008

Откликнуться