Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Новый камерный //

20 мая 2008 / Коллективы

камерный
В Московской консерватории оркестров много: студенческие оркестры оркестрового факультета — большие симфонические («старший» и «младший») и камерный; производственные оркестры — кафедры симфонического дирижирования и оперного театра; оркестр-ансамбль «Студия новой музыки» Центра современной музыки. Каждый имеет свою творческую и организационную специфику, но объединяет их общая цель — направленность на учебный процесс. Коллективы оркестрового факультета призваны воспитать классных оркестровых музыкантов, производственные оркестры помогают формированию будущих симфонических дирижеров или оперных певцов-артистов.

Успешное функционирование таких важных музыкальных подразделений, каковыми являются оркестры, сопряжено со многими проблемами: организацией учебного процесса и выполнением учебной программы в студенческих коллективах, достойным материальным обеспечением производственных, возможностями концертной и гастрольной деятельности и тех, и других. «Оркестровое дело» стало предметом обсуждения на апрельском Ученом совете консерватории, и редакция «РМ», открывая новую рубрику, намерена к этой теме возвращаться. Сегодня речь пойдет о камерном оркестре.

В начале учебного года Камерный оркестр МК претерпел коренные изменения: был приглашен новый руководитель — главный дирижер музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, заслуженный артист России Феликс Коробов, и сформирован новый состав, в который вошли студенты, прошедшие основательный конкурсный отбор. На первом этапе новый коллектив подготовил три программы с прославленным дирижером Саулюсом Сондецкисом, в марте с оркестром выступил израильский дирижер Роберт Канетти, а 25 апреля уже во главе с Феликсом Коробовым состоялся концерт русской музыки, причем его программа согласовывалась руководителем со студентами.

На Совете в адрес камерного оркестра прозвучало много добрых слов.

Т. А. Алиханов:

«Я увидел совершенно иной коллектив! Саулюс Сондецкис был в полном восторге от этого состава».

В. М. Иванов:

«То, что происходит в камерном оркестре — это событие! Большая благодарность Феликсу Павловичу. Студенты очень довольны и всем процессом, и теми дирижерами, с которыми посчастливилось работать в этом сезоне».

А. З. Бондурянский:

«Хорошо, что Ф. Коробов прошел весь путь — прилежно учился, потом был оркестрантом, потом стал дирижером… Он знает всю эту „кухню“. Я думаю, что он как дирижер-педагог, а не только как дирижер-артист, будет чрезвычайно полезен нашим студентам».

Редакция «РМ» предлагает вниманию читателя беседу с новым руководителем Камерного оркестра — Ф. П. КОРОБОВЫМ.

— Феликс Павлович, в чем уникальность Камерного оркестра Московской консерватории?

— Это коллектив с очень богатой историей. Он был создан в 1961 г. выдающимся профессором консерватории М. Н. Тэрианом, альтистом из легендарного Квартета им. Комитаса. В оркестре тогда играли ученики Д. Ф. Ойстраха, Л. Б. Когана, В. В. Борисовского, С. Н. Кнушевицкого. Камерный оркестр МГК всегда считался элитным коллективом, в который было очень сложно попасть — участники подбирались очень тщательно, кандидатуры поименно обсуждались на заседаниях кафедры — бывало и такое. Затем долгие годы (с 1984 г.) коллективом руководил Г. К. Черкасов — я застал это время, будучи студентом консерватории. Коллектив действительно уникален. С одной стороны, он каждый год новый — студенты заканчивают консерваторию, на их место приходят другие. С другой стороны, как ни странно — сам «дух» оркестра не меняется. Как в старом Светлановском Госоркестре — традиция все передавать «со смычка на смычок», постоянная связь поколений.

Оркестр получил первую премию и золотую медаль конкурса молодежных оркестров, организованного Фондом Караяна, выступал практически со всеми выдающимися музыкантами, профессорами Московской консерватории.

— С Вашим приходом связан новый этап в жизни Камерного оркестра — сформирован по сути новый коллектив. Студенты каких курсов в нем участвуют?

— Новый состав оркестра был набран осенью прошлого года по конкурсу из большого числа желающих, и в течении сезона еще несколько человек пришли в оркестр. Сейчас в нем 27 человек. В этом году это студенты II, III, IV курсов. Но мне кажется, имеет смысл вернуться к «черкасовской» формулировке: учебно-концертный коллектив студентов и аспирантов Московской консерватории. Тогда многие приходили в оркестр и вне учебной «необходимости» — это очень хорошая традиция.

— Первые программы нового оркестра были подготовлены совместно с С.Сондецкисом. Как проходила эта работа?

— Я счастлив, что именно в первый период к пульту оркестра встал такой мастер как Саулюс Сондецкис — один из немногих великих дирижеров советской эпохи, выдающийся камерный музыкант. Поработать и пообщаться с ним было большой радостью. В свое время Сондецкис создал четыре камерных оркестра, причем все они начинались как студенческие — в том числе Литовский камерный оркестр, Санкт-Петербургская «Камерата»… Все они существуют до сих пор! И мне кажется появление Саулюса Сондецкиса за пультом наших первых программ в этом сезоне — хорошая примета для дальнейшей долгой и интересной жизни оркестра.

Мы получили приглашение на следующий год принять участие в праздновании юбилея Сондецкиса, которое пройдет в Санкт-Петербурге. Мне кажется, такое сотрудничество надо продолжать: оно не только на пользу, но и в удовольствие!

— Ваше первое выступление во главе нового Камерного оркестра 25 апреля также имело большой успех — долгие аплодисменты, «бис». Вы удовлетворены?

— Мне кажется, наш первый концерт, который состоялся в рамках абонемента русской музыки, получился очень красивым. Это была музыка профессоров Московской консерватории (Аренский-Танеев-Чайковский), и концерт явился своеобразным посвящением alma mater. Выступление совпало со Страстной пятницей, и мы исполняли Вариации Аренского на тему Чайковского «Был у Христа-младенца сад» (это последнее произведение, которым продирижировал сам Аренский!). Прозвучала также танеевская «Канцона» для кларнета и струнного оркестра (партию кларнета исполнил В. Урюпин), которую мы посвятили памяти Г. К. Черкасова. И в конце — «Воспоминание о Флоренции» Чайковского. Очень приятно, что на концерт пришли музыканты, которые в свое время составляли костяк «черкасовского» оркестра. Это еще одна примета связи поколений и непрерывности традиции этого оркестра!

— В чем Вам видятся главные задачи руководителя такого коллектива — исполнительские, репертуарные?

— Камерный оркестр — это очень специфический жанр. И сюда нужно идти, конечно, по желанию. С одной стороны, это большой камерный ансамбль (или «большой» квартет), в котором остается некое сольное ощущение в игре — ансамбля солистов. С другой, а наш оркестр все-таки не будем об этом забывать — учебный, студенты получают навыки оркестровой игры, возможно с большей тщательностью и рафинированностью осваивают оркестрово-штриховую культуру. Вот такой микст- сольность, ансамблевость, оркестровость — наиболее полезен для струнников. Понятно, что каждый из них мечтает о сольной карьере, но ее делают единицы, а остальные все равно приходят работать в оркестр. И главная цель — подготовить ребят к взрослой жизни. Подготовить к профессии. И чем интереснее, разнообразнее и изысканнее будут программы, тем большую пользу это принесет в дальнейшем каждому его участнику. Для струнного оркестра написаны замечательные пласты музыки — практически всех стилей, от барокко до ультрасовременной. На наш век репертуара хватит!

— И какие программы запланированы на будущий сезон?

— Следующий сезон обещает быть интересным. В рамках абонемента «Московские вокальные школы» с оркестром будут петь солисты Театра им. Станиславского, прозвучат 14-я симфония Шостаковича и два вокальных цикла Бриттена. Запланированы выступление с Лианой Исакадзе, юбилейное торжество с Саулюсом Сондецкисом в Санкт-Петербурге. Будет также несколько программ, которые я составил, условно поделив на некие стилистические блоки — не столько по прямой принадлежности композиторов к определенным школам, сколько по общности струнных технологических приемов: современная музыка, романтика и классика. Там прозвучат произведения Шуберта, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Малера, Стравинского, Мартину.

— Вы назвали Л. Исакадзе, С. Сондецкиса… В чем смысл приглашения в оркестр других дирижеров?

Это как мне кажется очень полезная практика. Это возможность пообщаться и поработать с выдающимися музыкантами, впитать в себя их опыт, их слышание музыки, их отношение к произведению. Это очень интересно. Другое дело, что планка, которую задал наш первый приглашенный к оркестру дирижер — Саулюс Сондецкис — очень высока, и мы постараемся ее удержать.

— Руководство камерным оркестром Вы совмещаете с работой в театре. Как Вам это удается?

— Пока нормально. Ведь и там и тут мы занимаемся одним и тем же — музыкой. Наоборот, есть некая смена деятельности. Но главное — общение с замечательными ребятами, абсолютно искренними, хотящими «научиться», воспринимающими всё с горящими глазами. Это замечательно. Я очень благодарен Т. А. Алиханову, В. М. Иванову, А. З. Бондурянскому за то, что вернулся в Московскую консерваторию. Это мои родные стены, мое родное место — мне очень не хватало Консерватории эти несколько лет. Я счастлив!

Беседовала Мария Макарова

Опубликовано в газете «Российский музыкант», май 2008

Откликнуться