Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини
5 декабря 2008 / Видео по пятницам
Что-то подозрительно, что Рапсодия сразу и у всех имеет такой успех.
С. Рахманинов
Сегодня в рубрике Видео по пятницам — знаменитая Рапсодия на тему Паганини великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, одно из лучших сочинений, написанных им в зарубежный период творчества (Рапсодия сочинялась с 3 июля по 18 августа 1934 года в имении Сенар в Швейцарии).
Тема последнего 24-го каприса Паганини вот уже несколько веков пользуется неизменной популярностью у композиторов от Листа и Брамса до Лютославского. Причина такой неисчерпаемости — в том, что на заре романтической эпохи двадцатилетний Паганини сконцентрировал в пределах краткой мысли формулы, лежавшие глубоко у основания двух предшествующих великих музыкальных стилей: от динамизированного классицистского «афоризма действенности» до барочного «сковывающего» бассо остинато.
Мы представляем три исполнения Рапсодии на тему Паганини: Михаила Плетнева, американского пианиста Байрона Джениса и кроссовер-версию хорватского пианиста Максима Мрвицы.
Михаил Плетнёв
Играет Михаил Плетнев и Берлинский филармонический оркестр, дирижер — Клаудио Аббадо.
Байрон Дженис
Играет Байрон Дженис (Byron Janis) и Филармонический оркестр радио и телевидения Франции под управлением Луи де Фромана.
Кроссовер-версия
Кроссовер-версия Рапсодии на тему Паганини в исполнении Максима Мрвицы (Maksim Mrvica). Живое исполнение в Roundhouse, Лондон.
Нередко можно слышать далеко от Нью-Йорка в провинции, в маленьких деревушках, американок, насвистывающих, наряду с Концертом Чайковского или Вторым концертом Рахманинова, отрывки из Рапсодии, в особенности мелодичную восемнадцатую вариацию. Насвистывающие или напевающие эту мелодию не знают даже, что это за музыка, она вошла, так сказать, в обиход.
С. А. Сатина
Использованы материалы из книги В. Н. Брянцевой «С. В. Рахманинов» и фотография с замечательного сайта «Сенар», посвященного жизни и творчеству С. В. Рахманинова